Пластик стимулирует новый Андижан

Алишер Таксанов: литературный дневник

Получил письмо от неизвестного. Вот что пишет:
«Алишер-ака, меня зовут Т.М. Я хочу рассказать кое-что. Сегодня к нам приходили махалинский работник и еще один, кажется, хокимиятский, и принудительно «просили» завести пластиковую карточку, чтобы переводить на неё 30% (ну, а потом и 50%) пенсии моей матери. И без всяких объяснений заявляют: подписывайтесь - и всё, все так делают, мол.
Я не удержался и сказал, что нет такого закона - насильно пихать карточки. Олий Мажлис его не издавал. Этот второй, с озлобленным лицом начал мне угрожать: "Я тебе приведу кое-кого, они тебе объяснят!" - и все такое в этом духе. Понятно, кто такие эти "кое-кто". Вот так вот мы живем в Джизаке».


Печально это читать. Потому что власть это делает не добровольно-принудительном порядке, как в советские годы, а в принудительно-репрессионном. Как и раньше, угрожают силой, если не согласишься. Но тогда еще можно было найти какую-то защиту в лице Москвы. А теперь никакой управы на охамевших чиновников.
Понятно, что все это диктуется коррумпированной верхушкой, которая снимает «сливки» с «карточного» бизнеса – ведь деньги аккумулируются на банковских счетах, увеличивая резервы и капитал, который можно крутить, как хочешь. И можно месяцами не возвращать клиентам деньги и не обналичивать их. Удобно бандюганам во власти, но не простым людям. Свою доляну получают и карательно-репрессивные органы.


Пластикизация финансового рынка – это не панацея от инфляции или теневого сектора, наоборот, это мощный стимул к нелегальным операциям, контрабанде и повышению цен там, где отовариваются по карточкам. В любом случае, в «наваре» остаются владельцы магазинов (которые, как известно, «крышуются» или созданы кланами, мафией и семейками чиновников), нечистые на руку банкиры и власть, которая таким образом создает видимость контроля за денежно-товарными потоками.
Так что рыночная экономика в Узбекистане – это экономика, обслуживающая власть и семейку Каримова. В этом случае социальный протест просто неизбежен. И новый Андижан уже не за горами...



Другие статьи в литературном дневнике: