БТРом не сломать дух народа интервью

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мой друг и коллега, священнослужитель и бывший политический заключенный Мухаммадсолих Абутов попросил ответить на несколько вопросов об Андижанских событиях, и я привожу ниже интервью для его сайта (http://attavhid.at.ua).



Мухаммадсолих Абутов: Как вы думаете, что было основной причиной происходивших событий в Андижане в 2005 года? Это была попытка свержения государственного строя, как заявляют представители власти, или все же выражение социального протеста простых граждан, недовольных режимом?


Алишер Таксанов: Любой диктатор должен осознавать, что население не может долго терпеть насилие и произвол, коррупцию и прессинг, что приходит когда-то конец этому. Обычно это осуществляется через революции, партизанские или гражданские войны, гражданское сопротивление, в том числе ненасильственного характера. И тогда происходит смена власти. Иногда это ведет к прогрессу, к примеру, так было в Чили, когда обычными демократическими выборами был отстранен диктатор Аугусто Пиночет и началась либерализация всей жизни в стране, а иногда к регрессу – тот же самый Кыргызстан, который после «революции тюльпанов» скатился до уровня Узбекистана и Туркменистана.
События в Андижане – это одна из форм протеста. Яркого, сильного и... увы, трагического. Это форма спонтанного проявления недовольства жителей одного города. Конечно, нельзя сказать, что в других городах лучше, просто там не накопилась в достаточной степени критическая масса, люди были не готовы идти до конца. В Андижане бизнесмены, которые через сеть коммерческих предприятий создавали социальные структуры, поддерживающих граждан в тяжелые экономические времена, оказались в мясорубке коррупции и произвола. Их обвинили по сфабрикованным делам, однако те, кто это осуществлял, не предполагал, что население вдруг заступится за них – ведь это невозможно после таких репрессий и давлений.
Люди не испугались угроз. К сожалению, не существует объективного и всестороннего расследования последовательности событий. Мы знаем лишь версию, которая устраивает режим Ислама Каримова. А она склепана из противоречивых кусков, однобока и гипертрофирована. Там один момент: запланированный мятеж, теракты, захват власти, создание исламского халифата и прочий бред.
Да, чтобы освободить осужденных бизнесменов люди пошли на радикальные меры – захватили военные склады и тюрьму. Возможно, была попытка вооруженного сопротивления. Нужно учесть, что именно власти вынудили пойти отчаявшихся на такие шаги. Разве в стране, когда можно найти защиту и поддержку в оппозиционных или иных партиях, у свободной прессы или депутатов всех уровней, гражданского движения и независимого суда, и так далее, кто-то будет хвататься за оружие? Ведь можно решить все демократическими механизмами.
Революции и мятежи – это объективные процессы исторического развития, и они всегда были и будут, если на то возникают причины – экономические, политические, военные или социальные. Сам Каримов, будучи коммунистом, плохо ознакомился с теорией о революциях и не предусмотрел в своей так называемой национальной модели развития по пяти принципам и семи приоритетам возможности народного недовольства. Ведь все реформы правительства обернулись блефом. Стало жить страшнее и хуже, чем тридцать лет назад. Мы вернулись в сталинские времена. И уже «низы» - народ - не хотели жить так, как заставляли их «верхи» - кланы, чиновники-коррупционеры и диктатор.
Таким образом, я считаю, что именно власти создали условия для вооруженного сопротивления. Но я уверен, что андижанцы не применяли оружие против своих же сограждан. Вполне допускаю, что оперативные группы СНБ и МВД устроили провокации и стреляли под видом жителей города в местных, заодно и в представителей органов власти и армии. То есть провокация послужила детонатором для закручивания мясорубки. Ислам Каримов хотел показать, что он, как Пиночет, не приемлет никакого протеста, и что только он имеет право быть главным и правильным в Узбекистане. Хочу сказать, что президент заявил об антиконституционности действий андижанцев.
Конечно, любая революция сама по себе незаконна, так как ее цель – изменить существующий порядок и действующие законы, которые мешают общественному развитию. И вы не найдете ни в одной конституции положение, узаконивающее революции. Но демократия имеет легальные формы смены и контроля власти. В авторитарных и тоталитарных таких механизмов нет. И, как говорил нам на лекциях известных польский правозащитник Марек Новицки, у человека кроме обязанностей платить налоги, защищать страну и исполнять решения суда есть и четвертая обязанность – свергнуть власть, если она попирает права и свободы людей. В этом смысле, андижанцы имели право так действовать.
А с другой стороны, разве сам Ислам Каримов не попирал Конституцию? Он два раза продлевал два срока своих полномочий, хотя основным законом не предусмотрены такие действия. Он в третий раз избрался главой государства, хотя та же Конституция оговаривает недопустимость этого после двух сроков подряд. Более того, он 11 месяцев – с января по декабрь 2007 года – был у власти, хотя его легитимность на тот момент утратила основы. Хотя трудно говорить вообще о легитимности Ислама Каримова, так как его президентство – это полная путаница в законах и злоупотребления полномочиями, которые позволили ему узурпировать власть.
Так что с правовой точки зрения Каримов был не лучше андижанцев, взявшихся за оружие. И естественно, это не было никаким запланированным актом, иначе сценарий был бы иной и события могли развернутся в совершенно другую сторону. Мне противно было слушать российского президента Владимира Путина, который не только наложил вето в Совете безопасности ООН на требование международного расследования, но и поддержал кровавого деспота, заявив, что у него за полгода были данные о готовящимся мятеже в Андижане, только узбекские спецслужбы все профукали. Это политическое лицемерие, и это яркий пример того, что Путин сам далеко не ушел от Каримова.


Мухаммадсолих Абутов: В этом кровопролитии погибло множество людей, и еще больше получили сроки тюремного заключения, не говоря о том, сколько же убежало за рубеж. А сколько детей и женщин остались без отцов и мужей – одному Аллаху известно. Можно сказать, что до сегодняшнего дня мы ощущаем последствия андижанской трагедии. Как вы представляете судьбы этих людей?!


Алишер Таксанов: Мне пришлось встретиться с некоторыми из тех, кто вынужден был покинуть Узбекистан после Андижана. Я не увидел ни в ком террористов или экстремистов – обычные люди. Один учитель, другой – бизнесмен, третий – пекарь. Да, они набожны, они люди, которые чтут Коран, и это вызывает уважение, потому что они живут в гармонии и согласии, стараются поддержать друг друга. Я читал книгу Акрама Юлдашева, и нашел ее вполне миролюбивой и социально значимой. Термин «акромист» - это оскорбление, это сталинская форма пропаганды, когда на людей навешиваются ярлыки врагов. Почему же не назвать тех, кто читает книги президента, «каримовцами» и не плевать им под ноги в знак неуважения? Никто этого же не делает, хотя труды Ислама Каримова – это бред и сказки для взрослых.
Но когда начинаются репрессии, это признак того, что идеология Каримова терпит крах перед книжечкой Акрама Юлдашева. Все тома президента не перевесили тоненькую брошюрку одного простого человека.
Естественно, система будет давить на инакомыслящих, на сопротивляющихся. Режиму нужны постоянные враги. Этого требует не только кланы и мафия в правительстве, а также армия «голодных» милиционеров, чекистов, прокуроров, которым нужны нелегальные доходы и легальная безграничная власть. Поэтому их будут искать – это акрамисты и священнослужители, это журналисты и экологи, это ученые и правозащитники, это поэты и писатели, это политики и бизнесмены. То есть те, кто не хочет становится рабом и глупой живой машиной для диктатора. Мне очень жаль, да только в условиях диктатуры нельзя говорить «свободный человек», ибо завтра – он уже задержанный, арестованный, осужденный и казненный.
Каждый день происходит арест по политическим мотивам. Людей обвиняют в экономических или просто уголовных преступлениях, типа, организация тайного сообщества, попытка свержения строя, наркобизнес, торговля оружием, оскорбление и клевета, короче полный набор инструментов для подавления инакомыслия и свобод человека. Естественно, все это фальсифицируется.
И поэтому таковы нынешние реалии – эмиграция, аресты, тюрьма, страх тех, кто еще на свободе. Но недовольство кипит в душах людей. И Каримов это понимает. Поэтому перекидывает все свои капиталы на Запад, туда же он отправил свою семью. Он знает, что ему в спину вонзят нож из числа его же приближенных. Потому что кресло президента не дает покоя многим его друзьям и соратникам.
Только простым людям власти не нужно. Им хочется жить просто так, как им нравится, в социальном согласии, политической и экономической свободе.


Мухаммадсолих Абутов: Если вы считаете, что эта трагедия является преступлением каримовского режима против своего народа, то понесут ли виновные адекватное наказание? Ведь до сих этого не произошло. Или это законно с их стороны, что они убили людей, или все же должны ответить?


Алишер Таксанов: Вопрос не из простых. Мы знаем, что двадцать пять лет Пиночет стоял у власти. Это сказка, что он укрепил экономику и сформировал класс собственников. При нем было самое худшее экономическое состояние страны, миллионы людей эмигрировали, население обнищало. И лишь узкая прослойка обогатилась. Были убиты десятки тысяч людей, и палачи живы по сей день. Почему? Потому что им сделали амнистию, чтобы не спровоцировать гражданскую войну.
До сих пор живет палач Эдвин Димтер Бианчи, который убил знаменитого чилийского певца и актера Виктора Хара, те, кто расследует преступления тех лет, нашли его и информировали всех окружающих, что это за человек.
Думаю, что придет время отвечать тех, кто стрелял в андижанцев, кто давал такие приказы. Будут отвечать и те, кто пытал и фабриковал уголовные дела. Кто, прикрываясь служебными полномочиями, воровал у народа. Все ответят. Будет ли им амнистия? Не знаю, но я бы этого не хотел.
Они должны отвечать перед законом. Потому что мы все равны перед ним.
Не нужно ждать, когда это сделает ООН, Гаагский трибунал и тому подобные международные структуры. Не будет Нюрнбергского процесса 1945-46 годов, когда осудили главных фашистских лидеров, потому что мир уже другой и другие механизмы политического влияния. Мир итак озабочен геноцидом и репрессиями в других странах, и нет сил и внимания на Узбекистан. А потом, ведь у Каримова есть защитник в лице России, не будем это сбрасывать со счетов. Страна Путина отнюдь не демократическая, она сворачивается в авторитаризм худшего порядка.
Мы сами должны решить судьбу страны и призвать к ответственности тех, кто двадцать лет издевался и мучил народ, кто сосал соки и кровь, кто грабил. Уверен, будет и реальный суд, и суд истории. Сам Каримов получит сполна. Если не при жизни, то его осудят, как осудили Сталина. Пиночета тоже хотели привлечь к уголовной ответственности, но лишь смерть остановила этот процесс. Но чилийцы будут еще долго помнить его хунту.
Не стоит забывать и нам Андижан.


Мухаммадсолих Абутов: Европейский Союз вначале относился весьма критически и прохладно к заявлениям Ислама Каримова о событиях в Андижане, даже ввел санкции. А вот как понять, что спустя пять лет после той трагедии, США и Западная Европа возобновили с диктаторским режимом экономические и политические контакты, причем на высоком уровне?! И отменили все даже те символические санкции, которые были возведены против некоторых чиновников Узбекистана...


Алишер Таксанов: Естественно, санкции не имели никакой серьезной силы. Судите сами, чего означало для дюжины узбекских чиновников отказ в посещении Европы? – это же смешно, можно подумать, у них была такая мечта – съездить туда. Ну, не поехали – и что? Они же остались на своих должностях. Более того, Германия сама же нарушила санкции Евросоюза, впустив Закира Алматова на свою территорию под видом гуманистических принципов. Ага, палача пустили из-за гуманных оснований – это не в какие ворота не лезет. Тогда и Саадама Хусейна следовало бы впустить...
Или эмбарго на поставку оружия... Что это дало? Доля иностранного вооружения в узбекской армии – 0,1%. Все, чем обладают наши «доблестные» силы, - это старое советское или поставленное уже Россией. Не нуждается Узбекистан в иностранной амуниции, боеприпасах и оружии. Зато Москва тут как тут: поставим вам все, что захотите, дорогой Ислам Абдуганивич, только платите и под нашу дудку пляшите.
Так что эти санкции ничего не дали.
Но у Европы есть стратегические интересы, и в них не всегда укладываются права человека. Внешняя политика и демократия – не всегда параллельно идущие элементы стратегий крупных и ведущих держав в отношении стран третьего мира. Можно долго и нудно пояснять, почему наперекор объективности и справедливости Европа и США сняли все санкции с Узбекистана, вновь наладили отношения с Каримовым. Это и война в Афганистане, и формирование холодного поля вокруг России, и борьба США с Китаем и Ираном – и тут нужны союзники, а также потенциальный плацдарм для атаки. Это сейчас не говорят о военной базе, но этот вопрос может вновь зазвучать, правда, иной плоскости. Ведь договорились же американцы с кыргызами – купили власть, и все!
Европейцы считают, что изоляцией Узбекистана проблему не решить. Да не в Узбекистане проблема, а в режиме! Не признавайте власть Ислама Каримова, который нелегитимен, и это будет сильный удар, аннулируйте все договора и соглашения, подписанные им, не приглашайте к себе и сами не ездите – это тоже действенные рычаги! Второе, следует найти и заморозить все личные счета Ислама Каримова и его семьи в западных банках, уверяю вас, это будет сильнее всех санкций! Понятное дело, что все суммы там – это сворованные у узбекистанцев, это наше национальное богатство, на которое положил лапу диктатор.
Но не делают это... Потому что иногда с диктаторами выгоднее работать, чем с демократическим режимом...


Мухаммадсолих Абутов: В общем, в истории Узбекистана и раньше происходили восстания против властей собственных, против захватчиков, против режимов. И в 2005 году, в период независимости произошли Андижанские события. Диктаторский режим все еще продолжает существовать... Некоторые наши соотечественники-оппозиционеры считают, что данный режим нельзя и даже невозможьно изменить без применения оружия. А некоторые говорят, что можно мирным путем сменить власть в стране. Как вы думаете, какими способами возможно реально повлиять на ситуацию в Узбекистане и вызвать позитивные сдвиги?


Алишер Таксанов: Обычно мы рассматриваем революции в контексте силовых или вооруженных изменений. Но еще великий Ганди разработал тактику ненасильственного сопротивления в начале прошлого века. Начал он с простого солянного закона, согласно которому жителям Индии запрещалось добывать соль в океане – это была прерогатива лишь британской власти. А люди стали по призыву Ганди добывать. В один день пришла к берегу сотня граждан – их арестовали, на второй день – уже две сотни, и их арестовали. А когда счет пошел на тысячи, то стало ясно – всех не пересажаешь, закон невозможно исполнять. Более того, он бессмысленен и ограничивает права индусов. Закон отменили. А затем были и другие законы и ограничения, и Махмат Ганди шаг за шагом, лишь мирными средствами изменил ситуацию, и в итоге привел страну к независимости.
В период Пиночета все жители думали, что диктатор – навсегда (как ныне думаем и мы). Но чилийцы в один день перестали боятся и сказали «нет» на выборах 1989 года, и Пиночет не прошел. Он не сумел сфальсифицировать выборы – народ ему этого не дал. И он понял, что даже армией ему не победить, раз 25 лет он сидел только на штыках, а не на доверии сограждан.
Революцию следует делать в наших умах. Нужно перестать быть политически инфальтивным, думать, что пускай за нас делают другие, мы все равно ничего не изменим. Пока вы так думаете – живет диктатор, ему-то это и надо, чтобы все боялись и не хотели перемен. Ведь ходит у каждого человека подлая мысль, что может быть и хуже, вон, смотрите, что делается в Афганистане или в африканских странах...
Простите за грубость, но каждый народ заслуживает того, кого имеет. Мы «заслужили» Каримова лишь тем, что не хотим защищать себя и своих близких, не требуем от власти исполнения наших свобод и прав, что именно мы, народ, - источник власти, а не Ислам Каримов.
А вооруженные пути ни к чему не приведут. Просто придет к власти новая группа, которая почти повторит «каримовскую модель развития», только в несколько иной интерпретации. И будут опять невинные жертвы, преследования и так далее.
Пока народ не «созреет», все это – бесполезно. Разве Кыргызстан не пример?
Нужно просто людей учить гражданской сознательности. И лишь тогда придут перемены, и никакой БТР не сломит дух народа.



Другие статьи в литературном дневнике: