Старый друг лучше новых двух.

Алишер Таксанов: литературный дневник

РОССИЯ БУДЕТ ПОСТАВЛЯТЬ ТАШКЕНТУ ПРОТИВОПЕХОТНЫЕ МИНЫ


18.10.2005. «Узбекистан намерен и в дальнейшем охранять свои границы всеми возможными способами, несмотря на политическое и экономическое давление западных стран, и в этом ему намерена помогать Москва – единственно верный союзник республики», - об этом заявил мне в частной беседе представитель Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, имя которого в целях безопасности не озвучивается.


Согласно его информации, Узбекистан еще с конца 2004 года планировал проводить более быстрыми темпами разминирование границ с Кыргызстаном и Таджикистаном в зависимости от интенсивности военных поставок из США, если бы не события последнего времени. Как известно, Пентагон снабжал пограничные войска и таможенные службы Узбекистана специальной техникой (инфракрасные датчики и приборы ночного видения, рации, аппаратура досмотра, химические лаборатории, тренажеры, моторы для катеров, автомобили и т.п.) и проводил обучение персонала, что позволяло вооруженным силам эффективнее отслеживать ситуацию на границе и реагировать на происшествия. Поэтому мины в процессе улучшения технической оснащенности армии должны были извлекаться и демонтироваться, делая границу более безопасной. Именно эта мысль озвучивалась в 2004 году в Вене министром обороны Кадыром Гулямовым в рамках саммита ОБСЕ, когда говорилось о желании начать разминирование.


Однако узбекская сторона не торопилась выполнять взятые обязательства, очевидно из-за начавшегося давления международных организаций и некоторых демократических стран в связи с их требованиями начать реальные политические реформы в стране. Осенью 2005 года Европа и США ввели мораторий на последующие поставки вооружений, спецтехники, боеприпасов, что вызвало негативную реакцию со стороны правительства Ислама Каримова.


- Ташкент решил остановить процесс разминирования, поскольку это не отражает сегодняшних оборонных реалий Узбекистана, - подчеркнул представитель МИДа. – Нам просто нечем заменить то, что охраняет подступы к нашим рубежам. Поэтому принято решение развивать отношения с Россией, которая никогда не прерывала с нами военно-технического сотрудничества.


Несмотря на холодные отношения, которые имели место в течение 90-х годов между Москвой и Ташкентом, военные контакты имели место всегда. Стоит вспомнить, что было подписано немало соответствующих межправительственных и межведомственных соглашений в этой сфере. Узбекистан уже тогда осознал, что мечта - переход на стандарты НАТО - обойдется в огромную сумму, в десятки раз превышающий бюджет страны, и поэтому закупал российское вооружение и боеприпасы, эксплуатируя старую советскую технику. Торговое эмбарго 2005 года усилили подозрения И.Каримова к западным союзникам, и возможно в скором будет заявлено о выходе республики из Программы НАТО «Партнерство во имя мира». Уже сейчас узбекские власти торопят американцев поскорее покинуть базу «Ханабад», намекают, что и другим «оккупантам» делать нечего здесь. С другой стороны, некоторые эксперты прогнозируют возвращение Узбекистана в Договор о коллективной безопасности 1992 года, названного, кстати, Ташкентским, что соответствует российской оборонной доктрине создать пояс безопасности по периметру федерации.


- Россия готова поставлять нам противопехотные мины, в том числе и нового образца, которые применяются в местах ведения боевых действий, - продолжил дипломат. – Известно, что ни Узбекистан, ни Россия не являются участниками Оттавской конвенции 1996 года, запрещающей эксплуатацию такого рода боеприпасов. Этим самым Ислам Каримов заявляет, что Запад не сломит его страну, а Узбекистан всегда найдет чем ответить на любой вызов и тем более угрозы. А они проявляются через наркотрафик, нелегальный оборот оружия, экстремизм и фундаментализм.


При этом представитель МИДа не стал комментировать, что какой вызов бросали Ташкенту почти 100 погибших таджиков и кыргызов, имевших неосторожность наступить на узбекские противопехотные мины. И какую угрозу представляли из них дети (почти 70% погибших), ведь в числе пострадавших нет ни одного военнослужащего вражеских сил. Скорее всего, это демонстрация сил и духа узбекского режима продолжать самостоятельную и независимую ни от кого внешнюю политику (или, как заявил И.Каримов, «узбекский народ ни от кого никогда зависеть не будет»). Только ведь Кыргызстан и Таджикистан как бы союзники по ШОСу, ЕвроАзЭС, СНГ, то почему они страдают от холодных отношений между Ташкентом и Европой?



Другие статьи в литературном дневнике: