Неугоден! Уволить!

Алишер Таксанов: литературный дневник

28.05.2004. Известный узбекский журналист и философ Ало Ходжаев опять пришелся не ко двору нынешней власти. Его свободолюбие, независимость, ясность мышления и горячие слова вызывают раздражение у тех, кто привык слышать раболепный лепет и видеть склоняющиеся в поклонах спины.


Как стало известным от сотрудников Ташкентской радиостанции «Гранд», дамоклов меч опять повис над Ало Ходжаевым, редактором этого столичного электронного СМИ. Его дважды вызывал на беседу Эдуард Ким, учредитель, и с большим сожалением информировал, что получил указание от «соответствующих структур» о необходимости замены главного редактора.
Оказывается, когда озадаченный учредитель поинтересовался, мол, а на каком основании пришло такое решение, то получил жесткий ответ: «Так надо. В противном случае вы не получит лицензию на свою деятельность».


Дело в том, что в настоящее время решается вопрос об очередном продлении лицензии радиостанции «Гранд». Существующее положение, утвержденное правительством, требует ежегодной пролонгации документов на радиовещание, и это, несомненно, хороший рычаг давления. И этим не замедлили воспользоваться те, кому неугоден свободолюбивый журналист.


Ало Максумович поставлен перед выбором: или из-за него перестанет функционировать популярный радиоканал и лишаться работы сотрудники, или уйти из творческой работы, в которую он вкладывал силы и душу. Не секрет, что с приходом Ало Ходжаева «Гранд» получил новый импульс. Появились интересные программы, передачи, посвященные проблемам социально-экономического развития, защите прав человека, женщин и подростков, экологии и мн.др. И журналисты высоко оценивают своего шефа.


Как мне стало известно, Ходжаев потребовал предоставить ему трудовой отпуск. Не знаю, есть ли там добавление: "с последующим увольнением"?..
Следует сказать, что это не единственный и далеко не первый факт давления. Ранее А.Ходжаев возглавлял газету «Ташкентская правда», и постоянно сталкивался с цензурой. Его «редакторская колонка» вызывала рукоплескание у коллег, уважение читателей и злое шипение в некоторых кабинетах чиновников. Однажды он организовал выставку материалов, которые не прошли «проверку» у цензоров. Это стало толчком к тому, что его сняли с должности. Конечно, все было оформлено иначе, демократично и в рамках «закона»: объединили редакции «Ташкентской правды» и «Тошкент хакикати», и под видом сокращения попросили журналиста убраться восвояси.


Несколько месяцев Ало Максумович находился без работы. Ему предложили возглавить радиостанцию «Гранд», чем он и занимался до последнего времени. Однако, что послужило причиной нового витка давления?
Предполагается, что кому-то наверху из мышиного числа чинуш не понравилось выступление Ало Максумовича 3 мая на Дне свободы слова. Впрочем, он и ранее выступал остро, взвешенно, с фактами и нисколько не приукрашивал и не очернял реальность. Безусловно, у кого-то лопнуло терпение.


Возможно, это «терпение» располагалось в Агентстве по печати и информации. По некоторым данным, руководитель этого учреждения высказал мнение, что пора разобраться с этим журналистом, проверить финансово-производственную документацию станции «Гранд», мол, наверняка там есть нарушения. Заодно требовал выяснить, чем занимается сын Ало Максумовича, а затем спохватившись: э-э-э, сын, вообще-то, за отца не отвечает…


Складывается впечатление, что в Узбекистане объявлен сезон охоты на журналистов. Кто-то взломал сайт «Озод Овоз» Бобомурада Абдуллаева, блокирует сайт «Арена» Комитета по свободе слова и выражения Инеры Сафаргалиевой, как, впрочем, и многие другие интернет-ресурсы, в которых дается иная оценка текущего положения в Узбекистане.
Чистятся ружья, заполняется патронташ, определяется цель охоты. Первый пробный выстрел уже произошел. Кто вслед за Ало Максумовичем на мушке?



Другие статьи в литературном дневнике: