Интервью с Джоди Уильямс

Алишер Таксанов: литературный дневник

Джоди Уильямс (Лауреат Нобелевской премии мира 1997 года): "Надеюсь, что Узбекистан в ближайшее время присоединится к Оттавской конвенции по запрещению мин"



18 мая 2004. В Глобальной встрече исследователей Landmine Monitoring, прошедшей 3-5 мая 2004 года в столице Боснии и Герцеговины, приняли участие 100 делегатов из 70 стран мира. Во время ее работы основатель Международной кампании по запрещению противопехотных мин (ICBL – The International Campaign to Ban Landmines), Лауреат Нобелевской премии Джоди Уильямс встретилась с корреспондентом Tribune-uz и согласилась дать эксклюзивное интервью.


- Госпожа Уильямс, когда говорят о запрете мин, то военные в качестве аргументов используют тезисы, что это боеприпасы не наступательного, а сугубо оборонительного свойства. А значит, на них подрываются только те, кто хочет напасть на страну или незаконно нарушить границу.


- Такая позиция является устаревшей и не может отражать сегодняшнюю точку зрения мировой общественности. Генералы утверждают, что мины являются весомым аргументом борьбы с террористами и враждебными силами, и их использование заложено в оборонительной доктрине любого государства. Теоретически все правильно. Но реальность отличается от доктрин тем, что она более жестока по отношению к жертвам мин. Если эти боеприпасы угрожают только врагам, то почему столько погибших гражданских людей? В среднем это соотношение составляет 15 военных на 85 мирных граждан. Чудовищная разница. Минам все равно, кто на них наступает – партизан, солдат, крестьянин или школьник, они калечат всех без разбору, порой не оставляя шанса на жизнь. Значит, доктрина неверна, она опасна, и ее необходимо заменить.


Здесь, в Сараево, мы еще раз убедились, насколько опасны мины. За несколько дней до Глобальной встречи погибла женщина, которая работала на огороде. Ее лопата сковырнула мину, оставшуюся с периода гражданской войны, считается, что она сползла с гор под воздействием грязевых потоков. Только за три месяца текущего года в стране погибло три человека, а всего в Боснии и Герцеговине, по оценкам саперов, более одного миллиона неразорвавшихся мин, которые ждут своих жертв. Мы видели в городе не только руины, но и территории, на которых написано “Мины. Опасно”.


Поэтому задачи правительства, негосударственных и международных организаций сделать все, чтобы мины не стали угрожать населению, не служили причиной гибели ни в чем не повинных людей. Существуют другие меры достижения мира – дипломатия, сотрудничество правоохранительных органов, что дает большие результаты, чем могут “дать” мины. И такое понимание существует - уже 141 страна подписала Оттавскую Конвенцию по запрещению противопехотных мин. Ожидается, что к концу текущего года к ней присоединится еще девять стран.


- Военные утверждают, мол, альтернативы минам пока не существует. Пока не будет изобретено оружие избирательного действия, мины снимать с боевого дежурства не следует.


- Я понимаю, что военные хотят защитить свое оружие. Это связано с тем, что их нервирует чрезмерное вмешательство гражданского общества в узкую профессиональную сферу. Люди требуют контроля, против кого и как используется оружие, а это не всегда нравится военным. Генералы говорят, что сегодня гражданские не хотят, чтобы армия применяла мины, а завтра – танки, послезавтра – ракеты и так далее, мол, это не гуманно, неэффективно и прочее. Они боятся, что гражданские начнут указывать, что и как необходимо делать армии. Таким образом, уничтожение мин - это чисто психологический аспект, а не военный.


Возьмем, к примеру, армию США. Это одно из самых сильных на планете вооруженных сил, которое использует новейшие военные технологии и технику. Кстати, уже разработана альтернатива минам, просто их внедрение требует средств и времени. Более того, США до войны в Персидском заливе не применяли мины. Экспорт мин прекратился в 1992 году, а их производство – в 1996 году. За несколько лет военные уничтожили 3 млн. мин из своих запасов. Значит, мины неэффективны как средство достижения военных целей. Наркокартели продолжают поставлять наркотики, обходя минные поля. Террористы проникают в страну, также не переступая минное ограждение.


И все-таки супердержавы - США, Россия и Китай, от которых зачастую зависит геополитика на планете, - продолжают оставаться крупными производителями, экспортерами и пользователями мин. Задача ICBL – собрать все мины и уничтожить их, заставить военных использовать другие средства защиты стран.


- Еще один аргумент, который мне приходилось слышать от военных, что уничтожение минных запасов требует значительных денежных средств. В государственном бюджете обычно на эту статью расходов не выделяется ничего.


- Это вполне понятный аргумент, но он разрешим. Многие африканские страны, к примеру, не имеют денег на такую дорогостоящую операцию, как разминирование территории и уничтожение минных запасов. ICBL стремится привлечь к этой проблеме ведущие государства мира, доноров, и деньги изыскиваются. Поскольку мировое сообщество реально оценивает угрозу. Говоря о Центрально-Азиатском регионе, отметим, что здесь есть понимание некоторых правительств и соответствующая международная поддержка. Таджикистану, подписавшему Конвенцию, выделили средства на уничтожение запасов и проведение зачистки территории от боеприпасов, оставшихся после гражданской войны. Там же создан противоминный центр, деятельность которого спасла не одну жизнь мирных граждан.


- Говорят, что Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан не хотят уничтожать свои мины, потому что не доверяют друг другу. Границы до сих пор не делимитированы, продолжают нелегально поступать наркотики и оружие. Все ждут, когда другая сторона сделает первый шаг, а поскольку этого не происходит, то на минах подрываются простые граждане.


- Безусловно, мины устанавливаются тогда, когда нет доверия одной стороны к другой: правительства – к населению, военных – к гражданским, государства – к соседям. Поэтому это проблема зачастую выходят за рамки одной страны. Требуется региональное решение. И опыт у ICBL существует. Компания работает с тремя и более государствами, чтобы достичь позитивных сдвигов.


Приведу пример острова Кипр, где противоречие между населением привело к острому конфликту и возникновению минного барьера. Турецкая часть острова не является участником Конвенции, а греческая подписала международный документ и приступила к разминированию в одностороннем порядке. Из этого следует, что всегда можно достичь мирного решения проблем.


- Существует мнение, что в недемократических странах, где население не допущено к управлению важных политических задач, проблема запрета мин является неразрешимой. В частности, в Узбекистане правительство скрывает существование противопехотных мин на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном, подрывах мирных граждан. Ни одна партия, ни один депутат не ставили вопросы об этом, может, не знают или боятся. И решение установить или убрать мины принимаются единолично лидером страны…


- Не следует смотреть на мины в одной плоскости – только с политической точки зрения. Даже авторитарные государства осознают опасность мин. Интересно то, что Беларусь и Туркменистан, где с демократией далеко не все в порядке, подписали Конвенцию и приступили к уничтожению мин.


Хочу сказать, что ICBL признает важность Центрально-Азиатского региона, поэтому принимала активное участие в организации встреч в Бишкеке в ноябре 2003 года и Душанбе в апреле 2004 года. Мне очень жаль, что официальные лица Узбекистана не были представлены на них. Однако я уверена, что правительство республики понимает важность подобных мероприятий и не станет игнорировать инициативы, которые направлены на укрепление доверия между странами, народами. Надеюсь, что Узбекистан в ближайшие годы присоединится к Оттавской Конвенции от 1997 года.


У меня в планах есть посещение Ташкента, не в этом, правда, году. Хотелось бы верить, что ситуация с использованием мин к этому времени в вашей республике изменится и будут достигнуты позитивные решения.




Другие статьи в литературном дневнике: