Глава 22. Ценностная ориентация деньги

Анатолий Волков
Глава 22. СМИ и борьба за ценностную ориентацию людей

В 1978 году издательство «Прогресс» выпустило в переводе с польского книгу Анджея Лавровского «Американская социологическая пропаганда», в которой он подробно рассматривал предмет и сущность социологической пропаганды на примере американского образа жизни. В ней, в частности, он обращал внимание на культ денег и ориентацию на успех отдельной личности в США и отсутствие, в связи с этим, высоких идеалов, опустошённость и равнодушие американцев. В своей книге он отмечал, что «в своих высказываниях американцы усиленно пытаются отрицать свойственную им погоню за деньгами и ориентацию на успех отдельной личности». При этом на первый план выдвигались пустые лозунги о демократии, гуманизме и прочих идеалах, которые якобы процветали на американской земле с момента прибытия в Америку пилигримов на корабле «Мэйфлауэр». Из заявлений апологетов Соединённых Штатов можно было бы сделать вывод, что в американском обществе имели первостепенное значение идеи, а вовсе не деньги. Разумеется, подобные демагогические теории были явно призваны обелить капиталистический строй, где почти нет места высоким идеалам и бескорыстию, — писал Лавровский.

Впрочем, это же, в книге «Властвующая элита», отмечал и Райт Миллс. Деньги являлись единственным бесспорным мерилом преуспеяния в жизни, а преуспеяние считалось в Америке наивысшей ценностью. По его мнению, в американском обществе критерием способностей человека считалось умение «делать деньги»…

Если принимать за мерило выступления государственных деятелей США, высказывания политических обозревателей газет таких, например, как «Крисчен сайенс монитор» и «Нью-Йорк таймс», или передачи «Голоса Америки», то могло показаться, что американское общество, как единое целое, было воодушевлено благородными идеями. Но этот иллюзорный образ распадался под натиском средств массового воздействия — литературы, искусства и, главное, стиля повседневной американской жизни. Постоянное стремление добиваться высокого общественного положения, а также развлечения повлияли на ограничение духовных и идейных интересов американцев (если, конечно, не принимать за идеи желание приобрести автомобиль последней марки, жажду всё новых и новых развлечений или финансовые планы на будущее).

Тенденции вульгаризированного материализма, столь живучей в американском обществе, давал резкую характеристику бывший американский дипломат Джордж Кеннан. В своей речи на конференции Международного совета музеев современного искусства, говоря о неблагоприятных для Соединённых Штатов мнениях, царящих за границей, он отмечал, что для иностранцев «мы народ вульгарный, проникнутый меркантелизмом нуворишей, плохо воспитанный, лишённый восприимчивости, поглощённый лишь одной единственной целью — делать деньги и пренебрегающий утончённым эстетическим вкусом».

По мнению Миллса, современный ему рядовой человек, был лишён солидной базы и ценностей, которым он мог бы оставаться верен, чтобы обрести цель и смысл жизни.

Доктор философских наук Ю.В. Воронцов отмечал, что буржуазная идеология, пользуясь своим многовековым опытом и данными современных наук: социологии, социальной психологии, кибернетики, информатики, мощными средствами пропаганды — оказывала определённое воздействие на широкие массы населения. «Ведь и по сей день ей удавалось держать в плену социальных иллюзий многих людей, даже тех, кто так или иначе выступал против явных пороков капиталистической системы, в какие бы наряды «постиндустриального общества», «государства всеобщего благоденствия», «сформированного капитализма» она не рядилась Цель империалистической пропаганды и идеологии — непримиримая борьба против теории и практики социалистической революции — была сформулирована ещё Уинстоном Черчиллем, заявившим более полувека назад: «Ребёнок должен быть задушен в колыбели».

Об этом писали многие, в том числе и сами американцы.

Так известный теоретик и практик американской пропаганды, бывший директор Информационного агентства США Э. Мэрроу, утверждал, что «если им удастся посеять семена сомнения в душах людей или хотя бы частично изменить общественное мнение в пользу своей пропаганды, — уже это одно следует рассматривать как большой успех. Ценностная ориентация людей будет нарушена, а это может стать благоприятным моментом для коренного изменения, или конверсии, общественного мнения».

И, как мы теперь знаем, «ценностная ориентация людей» в Советском Союзе и странах народной демократии, была нарушена. И это же самое мы видели постоянно, например, когда буквально все западные СМИ замалчивали все безобразия, творившиеся нелегитимными украинскими властями, вплоть до развязывания гражданской войны на юго-востоке страны, сжигания живьём десятков людей в Одессе, лишь бы добиться проведения выборов Президента, чтобы потом представлять его в качестве легитимного. А как же — если только США за 20 лет потратили 5 млрд. долларов на то чтобы в Украине «наступил расцвет демократии».

***

А у нас тем временем жизнь продолжалась. В своих походах по окрестностям мы обнаружили ещё несколько магазинов, в том числе и два супермаркета. И ещё. Мы трое продолжали ухаживать за Наташей, надеясь на то, что кому-нибудь она отдаст предпочтение.

Вернуться к предыдущим главам:
Пролог http://www.proza.ru/2015/06/19/383
Глава 1. Кое-что об информации http://www.proza.ru/2015/06/19/389
Глава 2. Человек и Земля http://www.proza.ru/2015/06/19/490
Глава 3. Вирусы, вирусы, вирусы... http://www.proza.ru/2015/06/19/500
Глава 4. Природа бунтовала. Метеориты. Апофис http://www.proza.ru/2015/06/19/506
Глава 5. Но несмотря ни на что, в то предкатастрофное время жить-то было интересно http://www.proza.ru/2015/06/19/511
Глава 6. «Воспоминание о будущем» и даты концов света http://www.proza.ru/2015/06/19/522
Глава 7. Так зачем была придумана байка о страшном 2012 годе. И о действительно страшном ФРС http://www.proza.ru/2015/06/19/531
Глава 8. Как рост значения денег снижал роль морали и привёл к кризису http://www.proza.ru/2015/06/20/1442
Глава 9. Голод, снижение уровня продовольственной безопасности и рост цен на продовольствие http://www.proza.ru/2015/06/22/230
Глава 10. «Комитет 300. Тайны мирового правительства» http://www.proza.ru/2015/06/23/224
Глава 11. Зачем человеку нефть? http://www.proza.ru/2015/06/23/226
Глава 12. А природа-то начинала бунтовать всерьёз http://www.proza.ru/2015/06/23/249
Глава 13. Кольская сверхглубокая и грядущий апокалипсис http://www.proza.ru/2015/06/24/219
Глава 14. И ещё о глобализации и кризисе мировой системы, как системе кризисов http://www.proza.ru/2015/06/24/1416
Глава 15. Апологеты неолиберализма и сторонники сильного государства http://www.proza.ru/2015/06/25/309
Глава 16. «Зелёная экономика». Глобальные саммиты и никаких конкретных действий http://www.proza.ru/2015/06/26/338
Глава 17. «Пророчество Неферти» и «Перегрузка» Артура Хейли http://www.proza.ru/2015/06/26/354
Глава 18. Декларация «Состояние планеты» и интервью профессора Алексеева «Человечеству грозит вымирание» http://www.proza.ru/2015/06/26/1766
Глава 19. Джон Най. Гибкая сила. Жёсткая и мягкая власть http://www.proza.ru/2015/06/26/1798
Глава 20. Генри Форд и «Протоколы сионских мудрецов» http://www.proza.ru/2015/06/27/107
Глава 21. Рейтинговые «молнии» тройки американских ведущих агентств http://www.proza.ru/2015/06/28/120

Читать далее:
Глава 23. Россия и Запад: типы государства и власти и типы хозяйства
          http://www.proza.ru/2015/06/28/237