Глава 11. Зачем человеку нефть?

Анатолий Волков
Откуда нефть и сколько её осталось, задались вопросом Рахман Алшанов и Алида Ашимбаева и в статье в «Казахстанской правде» в начале 2015 года постарались ответить на этот вопрос. Сейчас, писали они, переплелось много мифов и научных поисков по их разгадке. Многие полагают, что нефть — это божий дар. И если земляне не смогут разумно распорядиться, то бог им уже не судья.

И действительно, при взгляде из космоса зона пустынь и зона нефти и газа, начиная от Казахстана и кончая Сахарой, выглядела, как колоссальный ожог, который мог произойти вследствие мощнейшего падения космического тела (британский астроном считал, что есть свидетельства падения огромного метеорита). Его всепоглощающий огонь не только прожёг огромную территорию, шлейф которого начинался с Казахстана, Узбекистана и Туркменистана (ширина в 600 км) и продолжился через Аравийский полуостров и Сахару (шириной 1200 км и общей длиной порядка 8 тыс. км. «Ливийское стекло» — сотни тонн в пустыне Сахара, чистый кремний, 98%, температура образования 2000°С, происхождение — воздействие космического тела) до Атлантики. Он вызвал в земной коре мощные процессы, катализируя реакции, ускорившие образование нефти и газа. Это сообразуется с заключением учёных, что главный фактор нефтеобразования — значительный прогрев органического вещества.

Последний квартал 2014 года ознаменовался очередным обвалом нефтяных цен. В этих условиях себестоимость нефти становится инструментом возможной «войны цен». То есть если у вас дешёвая нефть, то вы за счёт низких цен можете сделать нерентабельной, невыгодной более дорогую. Тем самым выбить с рынка тех, кто за счёт высоких цен осваивает высокозатратные месторождения.

Так, например, минимальная себестоимость добычи в странах Персидского Залива порядка 4-5 долларов за баррель. А ведь нефть-то основной экспортный продукт Саудовской Аравии и главный источник пополнения её бюджета. Но при нынешнем падении нефтяных цен на 43% потери даже Саудовской Аравии могут достичь 100 млрд. долларов в год. А ведь в этой стране высокими темпами растёт численность населения, приняты программы, требующие значительных инвестиций. В этих условиях игры с ценами становятся опасными и могут подорвать внутреннюю экономику.

Разнобой в ОПЕК нарастал в связи с тем, что Саудовская Аравия была не намерена снижать уровень добычи даже при цене 40 долларов. Очевидно, что для производителей российской нефти, где средняя себестоимость колеблется вокруг 35 долларов за баррель, американской сланцевой — 85 долларов, североевропейской — 60 долларов, такой сценарий крайне нежелателен. Но насколько хватало сил у тех, кто решил прижать Россию и США ради сохранения своей доли рынка? Саудовская Аравия и её ближайший союзник ОАЭ начали войну цен на грани фола. И потом они стали говорить: «Это не мы». Потребители же выступали за установление «справедливой» цены, которая по консенсусу могла быть на уровне 65–70 долларов за баррель. Как говорится, «и нам не болеть, да и вам не хворать». Миру явно не хотелось нового глобального кризиса.

Так зачем человеку нефть? Из неё можно произвести всё что угодно. Это верно, но суть человеческой привязанности к жидким углеводородам вовсе не в этом. Нефть в современном нам мире — это власть. А власть — это деньги. Ещё один феномен человеческой цивилизации. Ни одному живому существу на планете деньги не нужны. Они не представляют никакого интереса для муравья или тигра — ведь деньги нельзя есть. Ими нельзя укрыться в непогоду, ими нельзя отбиться от нападения хищника. В отрыве от человеческой цивилизации деньги — смешное и никчёмное изобретение, отмечалось в статье.

Но поскольку всех убедили, что цена на нефть непредсказуема, для образования нужного её уровня надо использовать внешние факторы воздействия на психику тех самых брокеров, которые формируют стоимость чёрного золота. Нельзя просто так прийти на биржу и сказать: цена будет такая. Для понижения цены надо было создать поток негативной информации, для повышения — позитивной. Это не так сложно, как можно себе представить. Как выглядела классическая информация с нефтяной биржи: «Запасы мазута в США уменьшились на столько-то баррелей, поэтому сегодня цена на нефть увеличилась на столько-то долларов». Вдумайтесь, какая связь между этими двумя событиями? Почему нефть, а за ней и бензин в Москве должны были подорожать, если, скажем в далёком Коннектикуте, увеличились запасы? А кто считал эти запасы в США? Есть ли уверенность, что они не ошиблись? Ведь от таких «подсчётов» зависело благополучие стран, народов и континентов. Почему эти таинственные «счетчики» считали мазут и топливо только в США, а не в Германии, Китае или России? Потому что нефтепродукты «считало» Министерство энергетики США (DOE). А разве министерство могло считаться независимым?

Согласитесь — вы никогда не задумывались над этим. А ведь уровень вашей жизни каждый день зависел от этого.

И не только уровень. Так 13 сентября 2012 года востоковед Саид Гафуров, называя возможные причины покушения на посла США в Ливии, отмечал, что гораздо более убедительной представлялась версия о том, что убийство связано с переделом нефтяного и газового рынков. И дело не столько в объёмах нефти и газа, что Ливия сейчас экспортирует, сколько в перспективах. В тех инвестиционных проектах, за которые сейчас идёт жуткая борьба.

Причём нужно понимать чётко, что интересы Соединённых Штатов Америки и их западноевропейских союзников разошлись очень сильно. И если во многих вопросах, скажем, политической воли и единства НАТО, согласие часто было, то в вопросах нефти и газа — нет.

И если интересы «Бритиш петролиум», «Тоталь» или «Шелл» сталкивались с интересами «Тексако» или «Эксон мобил» — это было гораздо важнее, чем мнимое политическое единство в НАТО.

По-моему, отмечал Гафуров, удар был нанесён не по должности посла США, а именно по личности, по Крису Стивенсу, сильно вовлечённому в стратегию нефтегазового бизнеса, находившемуся на переломном этапе. В это время решалось на 20 лет вперёд, кто должен получать сверхприбыли от нефтяной и газовой ренты. И вовсе не обязательно, чтобы здесь задевались интересы США как государства. Несомненно, что в Ливии столкнулись интересы западноевропейских компаний, нефтяников Персидского залива и американцев.

Удар нанесен весьма эффективный, потому что роль Стивенса была велика, и все американские проекты в Ливии были сильно дезорганизованы, а шансы их конкурентов — Западной Европы, Катара и Саудовской Аравии повысились. И было нельзя исключать, что с обеих сторон станут применять и силовые методы для решения проблем нефтегазового рынка…

Ну а то, что масштабные акции протеста прошли также в Египте, Судане, Тунисе, Палестине и других странах — это не удивительно, к этому уже привыкли. Американцы давным-давно поняли, что гораздо меньшее зло — дать возможность противникам США «выпускать пар» через демонстрации (максимум — сожгут флаг или попортят американское дипломатическое имущество, могут ещё машину сжечь), чем ставить под угрозу важные интересы американских монополий.

Массы же проявляют недовольство в первую очередь, поскольку им обещали, что после революций жизнь станет лучше, а на самом деле жить становилось хуже. Если раньше человек в Египте или Тунисе был уверен, что его дети ночью от голода не заплачут, то после всех этих революций не было даже таких гарантии. Безработица и нищета в странах, где прошли революции, были реальностью.

Об этом же говорил и политолог Константин Сивков, который 14 сентября 2012 года опубликовал материал: «Запад проигрывает войну за контроль над арабским миром». В ней, в частности, говорилось, что убийство американских дипломатов в «свободной» Ливии стало главной темой мировых агентств. Мы стали свидетелями того, что США по итогам крупной геополитической операции под названием «Арабская весна» потерпели военное поражение. Их полный провал как раз и проявился в недавних ливийских событиях, вылившихся в убийство американских дипломатов.

Все задавались вопросами: кто инспирировал эти ливийские эксцессы и кому это выгодно? Но было важнее понять, кто выиграл от последних событий в Ливии. И становилось ясно, что это — силы, обобщённо именуемые «саудитами», с центром в Саудовской Аравии. Именно Саудовская Аравия претендует на роль лидера арабского мира, строителя нового арабского халифата, и она, конечно же, была заинтересована в том, чтобы других лидеров в этом ключевом регионе не было.

Нужно ли то, что происходило на днях в Ливии, к примеру, израильтянам, жившим, можно сказать, на пороховой бочке? Вопрос риторический. Зачем это было нужно тем или иным американским политическим силам, пусть бы и в разгар предвыборных баталий? Тоже как будто особого резона тут не просматривалось. Как эти глобальные процессы могли бы отразиться на ситуации в России? Ничего хорошего от этого ждать не приходилось. Логика подсказывала, что западные, прежде всего, так называемые американские ястребы, постараются активизировать свою борьбу за евразийские (конечно же, в первую очередь российские) пространства.

Впереди у нас сложные события, и надо быть к ним готовыми, предупреждал Сивков.

Конечно, все эти экономические и политические выкрутасы могут показаться скучными и неинтересными, но, к сожалению, не ознакомившись с ними, трудно понять, как мы дошли до жизни таковой и где её истоки. Кстати, о той жизни. Тут я наткнулся на выписанную когда-то цитату знаменитого в то время французского писателя Фредерика Бегбедера: «О наших отношений с Викторией у меня остались воспоминания лишь о жратве. Мы провели целый год в ресторанах. Раньше, чтобы соблазнить женщину или чтобы удержать её, надо было пригласить её в театр, в оперу или прокатить на лодке по озеру в Булонском лесу… В наше время необходимо выдержать испытание рестораном. Вы вынуждены наблюдать, как предмет вашего сердца жуёт телячьи почки, как героиня ваших грёз решает, съесть ли ей кусочек камамбера или четвертинку свежего тающего бри, вынуждены слушать, как у небесной красавицы урчит в животе. Утробное бульканье заменяет звук поцелуев, стук вилок подменяет собой признания в любви. Что остаётся, когда любовь умерла? Желудочные воспоминания». И что же удивляться тому, что сейчас постигло нас.

И ещё. На вопрос: «ваше представление о полном счастье?» Бегбедер ответил: «Омлет с трюфелями». А мы-то ещё в своё время удивлялись отечественным демократам-либералам, которые после введения против России всевозможных санкций и принятых ею ответных мер, подняли шум, как же теперь будем жить без фуа гра, и тому подобных изделий. Надо немедленно вернуть Крым Украине и встать по стойке смирно перед Западом.

А ведь ещё раньше, например, Пушкин писал:

Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы;
И мыслю: как тебя люблю.

Так что происходит с обществом, в котором даже женщину, самое прекрасное из всего существующего на Земле, превращают в предмет потребления, считая, что деньги решают всё. И нужно ли такое общество?

Вернуться в начало:
Пролог http://www.proza.ru/2015/06/19/383
Глава 1. Кое-что об информации http://www.proza.ru/2015/06/19/389
Глава 2. Человек и Земля http://www.proza.ru/2015/06/19/490
Глава 3. Вирусы, вирусы, вирусы... http://www.proza.ru/2015/06/19/500
Глава 4. Природа бунтовала. Метеориты. Апофис http://www.proza.ru/2015/06/19/506
Глава 5. Но несмотря ни на что, в то предкатастрофное время жить-то было интересно http://www.proza.ru/2015/06/19/511
Глава 6. «Воспоминание о будущем» и даты концов света http://www.proza.ru/2015/06/19/522
Глава 7. Так зачем была придумана байка о страшном 2012 годе. И о действительно страшном ФРС http://www.proza.ru/2015/06/19/531
Глава 8. Как рост значения денег снижал роль морали и привёл к кризису http://www.proza.ru/2015/06/20/1442
Глава 9. Голод, снижение уровня продовольственной безопасности и рост цен на продовольствие http://www.proza.ru/2015/06/22/230
Глава 10. «Комитет 300. Тайны мирового правительства» http://www.proza.ru/2015/06/23/224

Читать далее:
Глава 12. А природа-то начинала бунтовать всерьёз http://www.proza.ru/2015/06/23/249