Раствориться или стать чудовищем

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Рано или поздно человеческое растворяется в Высшем. Можно думать, что цель эволюционного восхождения заключается в том, чтобы избавиться от человеческой деструктивности, вырасти из неё и вернуться к Источнику, который не следовало бы покидать.


Но ведь покинули. И говорят, что не по своей воле. Индивид может измениться, может раствориться, но мир остаётся всё тем же. И что же собою тогда представляет наше земное будущее, если на самом деле не существует ничего, кроме Источника?


Мы надеемся, что с развитием сознания мир станет лучше, гуманнее, жизнь –более безопасной и гармоничной. Но жизнь изменяют не чудеса, а орудия. А у нас есть только одно нематериальное орудие – разум. Идеи и знания ведут к научным открытиям. Но если трезво взглянуть в прошлое с целью понять будущее, то в прошлом - обман как будто случайных обстоятельств и побед, которые становились поражениями.


Самые прекрасные идеи, высочайшие теории, образы чистой совести и морали – всё уродуется и загрязняется в момент, когда соприкасается с жизнью. Разум создавал прекрасные системы, но жизнь их отвергала и никогда не принимала.


От любви Христа остались стены догм и запретов. От чистого коммунизма остался только ржавый остов локомотива всеобщего равенства и братства.


Жизнь оказывается искажающей субстанцией, в которой всё поглощается, отягощается, извращается. И очевидно, что разум не способен изменить человеческую природу. Можно до бесконечности изменять человеческие учреждения и установления, изменять, но несовершенство пробьётся наверх и зальёт всё, и засохнет коростой.


И даже если бы высокие идеи проникали в жизнь в своей чистой форме, и в этом случае они бы не создали ничего, отличного от тупого и закорузлого порядка, удобного кому-то. Разум знает только известные системы и стремится заключить всё в рамки своих систем.


Он завладевает небольшой частью знания и превращает это в закон для всего. Даже когда разум способен признать необходимость разнообразия, он не может воплотить это практически. Он может обращаться с неменяющимся и конечным, тогда как мир - бесконечное разнообразие.


Идеи сами по себе – частные случаи. Они не представляют собою всей полноты и разнообразия. На что интеллект никогда не сможет наложить свою контролирующую власть – это целое и бесконечное. Существует и принцип бесконечных потенциальных возможностей и вариаций.


Но если эволюция представляет собой эволюцию «чистого сознания», то можно было бы надеяться, что человечество «вырастет», его разум расширится и, может быть, откроется Высшему сознанию. И в его всеохватывающем свете всё придет в гармонию, и всем будет счастье.


Сознание вполне вероятно может расширить человеческие пределы, но при этом не произойдет качественного изменения. Ибо если человек продолжит применять эту силу к своему эго, а не к своей душе, то он станет чудовищем, а не богом.


Мы имеем нужду не в сверхсознании, а в ином сознании.



Другие статьи в литературном дневнике: