Нирвана

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Нирвана не может быть вершиной пути, потому что это – всего лишь СОСТОЯНИЕ. Она может «случиться» на любом уровне сознания, даже на физическом при каком-либо органическом изменении мозга.


То есть, «выходя в нирвану», человек не поднимается выше. Он просто прекращает жить психоэмоционально.


Если взглянуть на процесс эволюции, то можно увидеть, что такой «выход» был возможен ещё на стадии элементарного ментального развития, когда люди жили инстинктивно. Такие люди идеально подошли бы для такого «выхода».


Если бы это действительно было целью эволюции, то она предпочла бы именно тот человеческий тип для выполнения такой цели. Если цель эволюции – выход из этого мира, то интеллект – ненужное, мешающее этому образование.


Но получается-то наоборот: природа работает в направлении, противоположном примитивным инстинктам, наращивая всё более толстые и сложные ментальные слои, препятствущие выходу из этого мира.


Вряд ли эволюция могла допустить такую сложную ненужность, как возникновение разума, только для того, чтобы потом его разрушить и вернуться к субментальному или внементальному уровню восприятия.


Скорее, наоборот – через максимальное развитие разума придти к тому, чтобы исчерпать собственную ограниченность и поверхностность и выйти на духовный уровень с последующим «проникновением» в сверхсознательные сферы. Оттуда не будет необходимости «выходить», - там не будет ни «внутри», ни «снаружи».


Можно считать Нирвану переживанием, «очищающим двери восприятия», как сказал Вильям Блейк. Но никак не целью.


Мы воспринимаем трёхмерный мир с множеством объектов и существ, отделённых друг от друга и от других планов бытия и сознания. Это ограниченно, вернее – поверхностно.


Погруженная в воду палка мне видится состоящей из двух частей, а атомарном уровне, на котором я не вижу – это вообще не палка. Первое –оптическая иллюзия, а второе – это уже иллюзия «невосприятия». Учёные умы понимают «проблему» нашего восприятия, но и они всего лишь имеют представление и используют некоторые из их наиболее изученных проявлений.


Мы живём в неведении. Нирвана из нынешнего неведенияведёт к неведению другого рода, и это вечная проблема человека, он всегда ощущает необходимость отрицать что-либо для того, чтобы согласиться с чем-то другим, бросается из одной крайности в другую.



Другие статьи в литературном дневнике: