Нигара мне друг...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал статью своего друга и товарища Нигары Хидоятовой на сайте "Вести.КГ" "Центральная Азия постепенно втягивается в зону политического тайфуна" от 7 июля 2022 года. Материал актуален и серьезен в выкладках и анализе, чувствуется, что готовил аналитик, хорошо знающий и историю, и политику, и правовые вопросы.
И все же хочеться воскликнуть по-сократовски: "Amicus Plato, sed magis amica Veritas - Платон мне друг, но истина дороже", поскольку я не согласен с автором в этом щепетильном вопросе, как разрешить противоречия в Конституции Узбекистана.
Нигара утверждает: "В 1992 году уже преобразованная Республика Каракалпакстан была включена в состав Республики Узбекистан на правах автономии, ну а в 1993-м был подписан договор сроком на 20 лет о вхождении Каракалпакстана в состав Узбекистана. В документе этом сказано и закреплено право выхода из состава Узбекистана путем референдума, но с согласия узбекского парламента. Вот здесь-то и есть точка сборки потенциального конфликта: вроде можно уходить, с одной стороны, с другой — никто не отпустит без согласия парламента Республики Узбекистан".


Если речь идет о договоре между Каракалпакстаном и Узбекистаном от 1993 года, то никто из нас его не читал - его нет в публичном пространстве. Если о статьях Конституции, то там не указывается согласие Олий Мажлиса Узбекистана на выход Каракалпакии - лишь об изменениях границ. Единственный аргумент - это референдум, который проводится как в самом Каракалпакстане, согласно его Конституции, так и в Узбекистане, согласно узбекской Конституции. И тут возникает противоречие, так как 2/3 территории с населением, которое не живет в Каракалпакстане, могут быть против предоставления независимости другой суверенной республике, а 1/3 территории - жители Каракалпакстана - хотеть этого и требовать исполнения их права. У двух Конституций есть антогонизм, который 30 лет никто не разрешал - боялись даже заикнуться на эту тему, чтобы не разжечь сепаратизм.


Нигара Хидоятова пишет дальше: "Принятая в 1993 году Конституция молодой независимой Республики Узбекистан была создана с полным учетом всех международных пактов и международного права. В статье 3 говорится, что границы и территория Республики Узбекистан неделимы и неприкосновенны. В статье 68 говорится: «Республика Узбекистан состоит из областей, городов, районов, аулов и Республики Каракалпакстан». В статье 69 говорится: «Изменение границ Республики Каракалпакстан, города Ташкента, а также областей, районов, городов производится только с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан». В таком случае статья 74 Конституции о праве выхода Каракалпакстана путем референдума утрачивает свое значение перед вышеназванными статьями".


Дело в том, что все статьи Конституции Узбекистана - равнозначны, ни одна не имеет силы больше, чем другая, ни одна не может аннулировать действие другой. Так, статья 69 не выше ст.74, так как нигде это не прописано. Изменение границ Каракалпакстана в рамках ее территории может производится с согласия Жокаргы Кенеса, а вот пересекать другие территории в рамках Узбекистана - с согласия Олий Мажлиса. То есть у парламента Узбекистана нет силы над территорией Каракалпакстана, так как там действует свой национальный парламент.


Конституция Узбекистана и Конституция Каракалпакстана оговаривают право каракалпаков на выход - и это аксиома. Так уж исторически сложилось, что такое право получили именно они (пускай в этом посодействовала Советская власть), а не бухарцы, ферганцы или ташкентцы, и это право никто не может отменить, кроме самих каракалпаков. Вините прошлое или исчезнувшее государство - СССР - но все это перетекло в два важных документа - обеи конституции, и их следует соблюдать.
Каракалпакам не нужно согласие Олий Мажлиса Узбекистана, так как у них свой парламент, свое правительство и суды, герб и флаг, и своя Конституция, и они действуют в рамках него. Всего в этой республике проживают почти 2 млн. человек, и их голос сильнее, чем у 150 депутатов и 100 сенаторов Олий Мажлиса, которые могут наложить вето на выход каракалпаков из Узбекистана. Референдум, организованного Нукусом, сильнее чем мнение парламента в Ташкенте, представители которого не проживают в суверенной республике.


Да, кстати, насчет того, что нынешняя Конституция создана на основе международных пактов и права - это, мягко говоря, бред. Основной закон полон несостыковок и противоречий, в нем отстутствует право парламента на импичмент президенту, избрание им генпрокурора, который независим в расследованиях в отношении исполнительной власти. Много отсылок в другие законы, в итоге в стране существовала цензура, прописка, выездные визы, отъем собственности, а также легко лишали гражданства неугодных власти людей. Кроме того, парламентарии приняли закон о гарантиях деятельности президента, где освободили его от любой ответственности за противоправные действия и при этом совершили государственный подкуп - подарили ему госсобственность на десятки миллионов долларов. И это все в рамках Конституции...


Далее, у Н.Хидоятовой по тексту: "Хотя сепаратистские настроения у какой-то группы каракалпакского народа, конечно, есть, но разум всегда брал верх, так как сильные хозяйственные связи между республиками, вплоть до подачи воды, диктовали быть вместе. Разрыв же этих связей гарантировал и без того самому депрессивному региону Республики Узбекистан участь ну в лучшем случае Ботсваны".
Современную Ботствану создали жители этой страны, а жители Южной Кореи создали свою страну, которая сильнее чем северный собрат. Депрессивным регионом Каракалпакстан стал, приняв каримовскую модель построения экономики и государства, и в итоге мы получили то, что сейчас имеем. Ислам Каримов никогда не жил в политически либеральной и рыночной системе, он ее создавал своим марксистским мышлением, что в итоге вылилось в квазирынок с высокой коррупционной и административной составляющей. В итоге Узбекистан, как не декларировал себя в середине 1990-х годов, как Центральноазиатский тигр, в итоге не стал даже котом. Так, крыса, которая грызет ресурсы в угоду кланов и паразитирующих провластных структур.
Если каракалпаки возьмут контроль над своими богатыми природными и материальными ресурсами, проведут реальные реформы, то это станет динамично развивающей территорией Центральной Азии. А соглашения, взаимовыгодные (по торговле, воде, транзиту, транспортным коридорам, освоению месторождений, инвестициям, рынку труда), всегда работают, если правительства соседних стран их исполняют и не угрожают оружием.


И еще: "Поэтому в современном мире не было еще ни одного удачного опыта сепаратистского конфликта. Учитывая все это, в международном праве принято считать, что лучший способ обеспечить право таких групп на самоопределение — это реализовывать это право в рамках принципа целостности государства", - утверждает Нигара Хидоятова.
Конфликт в бывшей Югославии привел к существованию самостоятельных республик, и Хорватия и Словения сейчас развиваются достаточно эффективно, чем Сербия. Целостность государства не давала им таких шансов, как сейчас, в условиях независимости и самостоятельности. Не обязательно увязывать колонии с метрополиями, мол, с европейскими колонизаторами азиатам и африканцам, латиноамериканцам жилось лучше, чем без них. Пора уходить от такого взгляда. Насаждаемая система политических и экономических интересов может не соответствовать реальным чаяниям местных жителей, и у них свое видение, свое право жить так, как они считают нужным.



Другие статьи в литературном дневнике: