Нигара мне друг...Прочитал статью своего друга и товарища Нигары Хидоятовой на сайте "Вести.КГ" "Центральная Азия постепенно втягивается в зону политического тайфуна" от 7 июля 2022 года. Материал актуален и серьезен в выкладках и анализе, чувствуется, что готовил аналитик, хорошо знающий и историю, и политику, и правовые вопросы. Если речь идет о договоре между Каракалпакстаном и Узбекистаном от 1993 года, то никто из нас его не читал - его нет в публичном пространстве. Если о статьях Конституции, то там не указывается согласие Олий Мажлиса Узбекистана на выход Каракалпакии - лишь об изменениях границ. Единственный аргумент - это референдум, который проводится как в самом Каракалпакстане, согласно его Конституции, так и в Узбекистане, согласно узбекской Конституции. И тут возникает противоречие, так как 2/3 территории с населением, которое не живет в Каракалпакстане, могут быть против предоставления независимости другой суверенной республике, а 1/3 территории - жители Каракалпакстана - хотеть этого и требовать исполнения их права. У двух Конституций есть антогонизм, который 30 лет никто не разрешал - боялись даже заикнуться на эту тему, чтобы не разжечь сепаратизм. Нигара Хидоятова пишет дальше: "Принятая в 1993 году Конституция молодой независимой Республики Узбекистан была создана с полным учетом всех международных пактов и международного права. В статье 3 говорится, что границы и территория Республики Узбекистан неделимы и неприкосновенны. В статье 68 говорится: «Республика Узбекистан состоит из областей, городов, районов, аулов и Республики Каракалпакстан». В статье 69 говорится: «Изменение границ Республики Каракалпакстан, города Ташкента, а также областей, районов, городов производится только с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан». В таком случае статья 74 Конституции о праве выхода Каракалпакстана путем референдума утрачивает свое значение перед вышеназванными статьями". Дело в том, что все статьи Конституции Узбекистана - равнозначны, ни одна не имеет силы больше, чем другая, ни одна не может аннулировать действие другой. Так, статья 69 не выше ст.74, так как нигде это не прописано. Изменение границ Каракалпакстана в рамках ее территории может производится с согласия Жокаргы Кенеса, а вот пересекать другие территории в рамках Узбекистана - с согласия Олий Мажлиса. То есть у парламента Узбекистана нет силы над территорией Каракалпакстана, так как там действует свой национальный парламент. Конституция Узбекистана и Конституция Каракалпакстана оговаривают право каракалпаков на выход - и это аксиома. Так уж исторически сложилось, что такое право получили именно они (пускай в этом посодействовала Советская власть), а не бухарцы, ферганцы или ташкентцы, и это право никто не может отменить, кроме самих каракалпаков. Вините прошлое или исчезнувшее государство - СССР - но все это перетекло в два важных документа - обеи конституции, и их следует соблюдать. Да, кстати, насчет того, что нынешняя Конституция создана на основе международных пактов и права - это, мягко говоря, бред. Основной закон полон несостыковок и противоречий, в нем отстутствует право парламента на импичмент президенту, избрание им генпрокурора, который независим в расследованиях в отношении исполнительной власти. Много отсылок в другие законы, в итоге в стране существовала цензура, прописка, выездные визы, отъем собственности, а также легко лишали гражданства неугодных власти людей. Кроме того, парламентарии приняли закон о гарантиях деятельности президента, где освободили его от любой ответственности за противоправные действия и при этом совершили государственный подкуп - подарили ему госсобственность на десятки миллионов долларов. И это все в рамках Конституции... Далее, у Н.Хидоятовой по тексту: "Хотя сепаратистские настроения у какой-то группы каракалпакского народа, конечно, есть, но разум всегда брал верх, так как сильные хозяйственные связи между республиками, вплоть до подачи воды, диктовали быть вместе. Разрыв же этих связей гарантировал и без того самому депрессивному региону Республики Узбекистан участь ну в лучшем случае Ботсваны". И еще: "Поэтому в современном мире не было еще ни одного удачного опыта сепаратистского конфликта. Учитывая все это, в международном праве принято считать, что лучший способ обеспечить право таких групп на самоопределение — это реализовывать это право в рамках принципа целостности государства", - утверждает Нигара Хидоятова. © Copyright: Алишер Таксанов, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|