Внешний одобрям-с!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Первый вице-спикер Законодательной палаты, большой начальник Комиссии по разработке поправок в Конституцию Узбекистана при президенте/парламенте Акмаль Саидов на заседании Нижней палаты Олий Мажлиса 15 июля 2022 года заявил об отношении иностранных держав к правкам: "Интерес очень высок. Основной вывод заключается в том, что смысл и суть конституционных изменений полностью поддерживаются. Я удивлён тем, что уровень поддержки наших реформ за рубежом выше, чем внутри страны. Говорят и признают, что новому Узбекистану необходима обновленная Конституция. Это очень важно".
А.Саидов отметил, что "до сегодняшнего дня депутаты и члены конституционной комиссии через МИД провели разные мероприятия «почти в 10 крупнейших странах», в том числе в Швейцарии, России и Японии", - так цитирует академика Путана-Газета.Уз.


Не уверен, что в этих десяти крупнейших государствах читали узбекскую Конституцию и выяснили, какие правки планируется внести. Уж могу точно заявить, что швейцарцы вряд ли стали бы читать то, что выкладывают эксперты Комиссии на обсуждение, поскольку им нужны детализированные поясненения и различия в законах, исторические особенности развития страны, особенно в последние 30 лет, проблемы демократизации и соблюдений прав человека - это большой объем работы, что требует времени. Поэтому они просто могут поддержать эти изменения, наивно полагая, что это должно улучшить жизнь узбекского народа.
Но вряд ли швейцарцы поймут, что все затеяно для обнуления срокой действующего президента, и тем более лишения суверенности Каракалпакстана. Дело в том, что в Швейцарии президентом становится на один год один из семи министров действующего Кабинета, там сменяемость власти; президент подотчетен парламенту; обнуление невозможно. Все кантоны страны - суверены, и никто не может лишить их такого статуса. Поэтому вряд ли они выразят согласие словам Акмаля Саидова, к тому же после того, как все вылилось в кровавое побоище в Нукусе, а глава Комиссии, который считается виновником этих событий, отмолчался.
Что касается мнения России, то это страна-изгой, находится под мировыми санкциями, и вряд ли "авторитет" Москвы стоит внимания того, чтобы упоминать в качестве позитивной оценки. Госдума РФ сама "обновила" Конституцию, что в итоге привело Вольдемара Путлера к вечному царствованию, а Россию - к войне с Украиной, и выдавливанию её из прогрессивной и демократической части планеты. Папуа-Новая Гвинея или Свазиленд были бы более уместны в этом ракурсе - в качестве одобрения наших конституционных реформ.


Однако, все эти изменения должны одобрить граждане Узбекистана, а не сторонние "наблюдатели", которым не нужно жить по узбекским законам. Не они испытывают проблемы, а обычные жители республики. Вызывает недоверие то, что Комиссия из 22 человек успевает читать и принимать к обсуждению десятки тысяч предложений, поступающих по интернету или через публикации в СМИ. Внесенные правки не несут сильной юридической нагрузки, так как больше напоминают добавление прилагательных к существительному (красивое платье, теплое лето и т.д.). И почему-то продлевают сроки полномочий президента с пяти до семи лет, а импичимент ему не установлен - то есть не поддерживается баланс ветвей власти. Импичмент - это серьезный рычаг борьбы с диктатурой и коррупцией, однако об этом Акмаль Саидов предпочитает молчать, обходить стороной.
А мне хотелось бы получить ответы от А.Саидова:
- почему такие короткие сроки для обсуждения?
- почему так мало членов Комисси, чтобы анализировать все поступающие предложения?
- правки будут приниматься рефрендумом или Олий Мажлисом по отдельным статьям или в целом?
- к чему увеличение сроков президентства с пяти до семи лет?
- как получилось, что предыдущий президент неоднократно нарушал Конституцию и не понес ответственности?
- Узбекистан - это федерация или унитарное государство?
- что произойдет, если Каракалпакстан изъявит желание выйти из состава Узбекистана - каков механизм выхода?
- почему в Сенате персоны, которых назначает туда президент?


Хотя наивно ждать ответов. "Птица-говорун" обязан просто обеспечить "обнуление" сроков нынешнего эмира, и обеспечить ему долгую власть. Поэтому будет говорить все, но не по существу. В частности, как хорошо понимают реформы иностранцы, а местные жители - просто тупые.



Другие статьи в литературном дневнике: