Коллизиции КонституцийПравовое пространство Узбекистана полно коллизий, и это ярко проявилось между Конституциями Узбекистана и Каракалпакстана. За 30 лет независимости судьи Конституционного суда не удосужились разрешить противоречия и этим самым снять политическую напряженность между двумя республиками. И это "рвануло", когда вдруг Ташкент решился на внесение правок в Основной закон, не спросив мнения каракалпаков, которые имели суверенность в вопросах, связанных со статусом их республики. Итак, ст.75 Конституции Узбекистана гласит: "Споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан решаются путем согласительных процедур", но при этом не были озвучены, какие процедуры принимались, когда Комиссия по конституционной реформы внесла вправки по изменению статуса Каракалпакстана. То есть Жокаргы Кенес просто так взял и все одобрил? Не спросив мнения своего народа? Далее, ст.1 Конституции Узбекистана утверждает: "Узбекистан — суверенная демократическая республика". Ст.1 Конституции Каракалпакстана тоже утверждает: "Каракалпакстан - суверенная демократическая республика, входящая в состав Республики Узбекистан". То есть две суверенные республики, причем одна входит в другую, и трудно понять, где заканчивается суверенность Каракалпакстана и начинается над ней суверенность Ташкента... Но сей факт устанавливает федеративное устройство государства. Почему-то официально это не прописано ни в одной из двух конституций, но сам смысл вытекает из положений статей. Ст.3 Конституции Узбекистана определяет: "Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы", но при этом статья 74 ("Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана") вступает в противоречие с вышеприведенной статьей 1. Если Каракалпакстан может выйти из Узбекистана, то последняя автоматически теряет часть территории, - так это вторая коллизия, которая была вложена в данный документ. Две антогонистические линии не могут быть соединены, поскольку эти положения принимались без какого-либо правового серьезного анализа и политической оценки. Похоже Ислам Каримов и его придворные депутаты Верховного Совета торопились с принятием Основного закона и отдаления от Москвы, что вопросы такого рода просто игнорировали или не считали серьезными. Статья 7 Конституции Каракалпакстана оговаривает: "Народ является единственным источником государственной власти", то есть не народ Узбекистана, а каракалпаки определяют свою власть. При этом Статья 72 Конституции Узбекистана утверждают: "Законы Республики Узбекистан обязательны и на территории Республики Каракалпакстан", то есть фактически насаждаются нормативные акты, которые подрывают суверенитет Каракалпакстана и искажают волю каракалпакского народа, нивелируют его силу. Конституции обеих республик упоминают такой термин: "гражданин Каракалпакстана". Не может быть гражданина без гражданства своего государства. Получается, что Ташкент насаждает свое гражданство гражданину суверенной республики - это нонсенс! Если есть гражданин Каракалпакстана, то должны быть прописаны положения приема, выхода, соблюдения гражданства. Только этот аспект как-то пропущен в законодательном пространстве. Кстати, будучи в составе СССР, Узбекистан в рамках своей конституции имел право на свое министерство иностранных дел, на свою армию; другое дело, что таким правом республика не воспользовалась аж до конца 1980-х годов. Как представлен Каракалпакстан в МИДе Узбекистана, Минобороны и МВД Узбекистана, по каким согласительным процедурам, этого никто не скажет. И еще: В 1993 году был подписан межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении Республики Каракалпакстан в состав Узбекистана. То есть в 2013 году истек этот срок. О пролонгации этого договора никто не говорил. Понятное дело, что при Исламе Каримове такие вопросы боялись поднимать, но после событий начала июля 2022 года они опять всплывут и станут "горячими" во взаимоотношениях двух народов. Последнее: То есть изменения возможны спустя полгода после того, как Комиссия по конституционной реформе озвучит свои правки и дополнения - не раньше. Но кто-то сильно торопился в Ташкенте, и все это вылилось в кровавый поток в Нукусе... © Copyright: Алишер Таксанов, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|