Рудимент школы

Алишер Таксанов: литературный дневник

19 мая 2022 года Кабинет Министров Узбекистана принял постановление о введении с 2022—2023 учебного года в государственных школах единой школьной формы. Оказывается, это направлено на улучшение культуры ношения одежды и дисциплины, создание условий для охраны здоровья учащихся, а также воспитание духовно и физически развитого поколения. Как заявлял президент Шавкат Мирзиёев, ученики оценивают друг друга по одежде, и на этой основе возникают конфликты.


Трудно сказать, хорошо это или плохо. Получается, мы приучаем детей к казарменному стилю жизни, когда все сглажены под одни требования: одежда, прическа, марифат и манавият, книги и музыка. И для подрастающего поколения это норма, когда все - черные вороны, и белые вороны - это аномалия или рудимент.
По мне, одежда должна быть удобной и практичной, все-таки дети - это не военнослужащие, не священники, не врачи, у которых специфические и отличающиеся от обычных костюмы.
В Перу я видел школьную одежду, и что самое интересное - у каждой школы была своя. Это больше спортивная одежда, яркая или контрастная, у каждой своя эмблема, и детям нравилось ее носить. У кадетов - учащихся военных школ/колледжей, по типу советских суворовских училищ - была своя военная униформа (морская и сухопутная), но все же это была не форма действующей армии. И я тоже обратил внимание на то, с какой гордостью носят подростки свою школьную одежду.
Будет ли нечто подобное в Узбекистане - я не знаю.
В Швейцарии нет никакой школьной формы. Дети носят все, что им удобно и привычно. Чаще всего, это джинсы. Учитель не вправе делать замечание по одежде или прическе, его задача - воспитать толерантность к любой одежде, чтобы не вызывало это агрессию или нетерпимость. Если школьник придет в национальной одежде (швейцарской, перуанской, арабской), то это не вызовет никакого недоумения или возмущения. Потому что это мультикультурная страна. Лишь запрет на хиджабы и паранджу. Платки же носить можно.



Другие статьи в литературном дневнике: