Конкуренция для монополиста?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сайт "Газета.Уз" отмечает:
"Шавкат Мирзиёев раскритиковал монополию в сфере железнодорожных грузоперевозок и анонсировал запуск частных логистических операторов с собственными вагонами. Президент поручил председателю «Узбекистон темир йуллари» устранить монополию. «При необходимости ты сам всё это организуешь, сам возьмёшь кредит, сам будешь молиться банкам», — сказал он, обращаясь к главе компании-монополиста Хуснутдину Хасилову".


Приказать монополисту создать конкуренцию, это все равно что льву допустить к его жратве шакалов или пилить сук, на котором сидишь. Конечно, он, большой шеф "Узбекистон темир йуллари", "создаст" конкуренцию, но только частными компаниями, которые начнут работать в сфере ж/д-перевозок, станут ООО, ЧП, принадлежащие родственникам, друзьям, знакомым Х.Хасилова. Такой огромный "пирог" разве рассчитан для других? Разве честную борьбу допустят те, кто годами снимал "сливки" с коррумпированных сделок? Там работала ОПГ и будет так дальше! Создадут лишь видимость рыночной среды, а так все там жестко и страшно.


Стоит вспомнить другую транспортную компанию - "Узбекистон хаво йуллари", где за годы Арслана Рузметова появились тоже авиатранспортные фирмы без единого воздушного судна в собственности - они просто арендовали самолеты у "Хавошки". Или возникли посреднические фирмы, которые и получали в основном 90% всех доходов от коммерческих сделок в этой сфере. В итоге узбекская авиация была практически убыточной, сидела на дотациях государства, а некоторые чиновники нагревали хорошо руки от этой ситуации. Все "посредники" - это ОПГ в сфере перевозок.
Исключением была узбекско-американская компания "Авиализинг", базировавшаяся в Сергелях. А.Рузметов так ее ненавидел, что запрещал ее грузовым самолетам прилетать в Узбекистан, хотя "Авиализинг" была самостоятельной, прибыльной компанией, летала по странам Латинской Америки, Южной Азии и Африки, имела пакет заказов, сотрудничала с крупными мировыми перевозчиками. Просто не "делилась" прибылью с коррупционерами. Эта же компания разработала в конце 1990-х годов проект авиахаба в Самарканде - то, что сейчас реализуется другими, - однако глава "Хавошки" потопил его, потому что не хотел конкуренции. Вот такое мышление было у Рузметова, и такое сохранилось у многих чиновников.



Другие статьи в литературном дневнике: