Доля братьев

Алишер Таксанов: литературный дневник

Один купец, предчувствуя смерть, позвал к себе трех сыновей и, когда они встали у его кровати, то он протянул им стрелу:
- Я хочу посмотреть, насколько вы сильны. Сломайте стрелу. Кто первым будет?
Тут выступил старший сын, который тоном, не терпящим возражение, сказал:
- Я, конечно. Раз я самый старший, то и мне решать. И я решил, что первым ломать буду я.
Отец отдал ему стрелу. Тот с легкостью ее переломал.
После этого отец молвил:
- Теперь сложи две половинки. Кто сломает их сразу?
Выступил средний брат:
- Черед мой – я второй по возрасту, - и получив сломанные древки, он напрягся и сломал и их. Теперь в его руках было четыре части стрелы.
- Теперь твой черед, сын, ломать стрелу, - произнес отец, обращаясь к третьему. Тот молча взял и пытался сломать, но ничего не вышло. Оказалось, что четыре коротких древка сломать труднее, чем одно длинное.
- Вот и так было со мной, - сказал отец. – Когда умирал мой отец, то он задал эту задачку мне и двум старшим братьям. Все сломали, кроме меня...
- А каков смысл этого? – не понял старший брат.
Отец пожал плечами:
- Не знаю... Мой отец тоже не ответил на этот вопрос, так как умер в этот момент. Но мои братья усмотрели это в смысле раздела наследства. По их мнению, кто не мог сломать стрелу, тот был недостоин того, что оставил отец сыновьям. И так я остался без наследства.
Услышав это, младший сын напрягся и... бац! – стрела сломалась на восемь частей. Отец усмехнулся и продолжил:
- Но я не отчаивался. Начал с нуля – работал днями и ночами, шаг за шагом создавал свой бизнес, расширял сеть продаж, налаживал контакты, открывал магазины, торговал с другими странами и в итоге разбогател. Мои же старшие братья надеялись на наследство отца и ничем не занимались, только тратили. В итоге они остались ни с чем... нищими...
- Наши дяди?!
- Именно они... Но я их не бросил, взял под свою опеку и поддерживал их помаленьку – все-таки родня... Теперь вы все поняли?
- Нет, - признались сыновья.
- Ты, первый мой сын, решил, что раз старше по возрасту, то вправе решать, как быть – и взял самую легкую долю. Среднему было сложнее, но и он без особых усилий сломал стрелу. Тяжелее было младшему – и все же он преодолел свою немощь и добился своего. Поэтому половину своего наследства я оставляю ему – он сумеет использовать все ресурсы по уму и по силам. Тридцать процентов я передаю среднему сыну, и оставшиеся двадцать – старшему.
Сыновья переглянулись.
Отец сказал им:
- Помните, в жизни не все просто, и старший брат обязан брать на себя самые сложные и трудные дела, и помогать младшим! А теперь жизнь покажет, каковы на самом деле люди, что внутри вас сидит – жадность или щедрость, злость или доброта, трусость или отвага. И помните историю моих братьев!..



Другие статьи в литературном дневнике: