Свобода это как птица

Алишер Таксанов: литературный дневник

Уважаемая Анорой Асрарова,
Большое спасибо за Ваше письмо; если честно, то я о нем и не знал, пока случайно не зашел на Вашу страницу (http://www.proza.ru/2014/01/07/157). Да, во многом я с Вами согласен, и Вам, и мне нуэжен мир и благополучие в Узбекистане. Но Вы понимаете, что из страны я уехал не потому, что мне было хорошо, а потому что жить даже плохо не давали. Я пишу статьи и рассказы для того, чтобы люди осознавали свою ответственность за родину, и чтобы ОНИ, а не президент, решали судьбу Узбекистана. Мы привыкли перекладывать ответствненность на кого-нибудь другого, а когда тот, ответственный, начинает работать на себя и все гребет под себя, то возмущаемся. Но возмущаемся тоже тихо и скромно, и не хотим вспоминать, что виноваты сами, это мы ему передали всю власть, а тот воспользовался ею в свою угоду.
Президент – это всего лишь управленец, человек, который обязан регулировать все процессы в стране для народа и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Но что получилось? Мы учим его книги, он указывает, как строить дома и лечить больных, не замечает, чего творят его дети за рубежом. Он сам нарушает законы и позволяет это делать своим сатрапам. В итоге мы получили не самую лучшую экономику в мире, какая она в реальности может убедиться каждый, кто посмотрит на международные рейтинги. От хорошей жизни не уезжают, как я говорил выше, но что делают 3 млн. узбекских гастарбайтеров в России? Вы сможете ответить? Это не 10-20 человек, а три десятка миллионов! И как они там живут, Вы, Анорой, тоже неплохо знаете, и что каждый день в Узбекистан везут гробы с телами наших соотечественников, убитых националистами. Но безисходность – это мощный катализатор, люди все равно едут, потому что дома им не на что прокормить семьи.
Вы сумели купить домик – я рад за Вас, а вот мой родственник много лет работает в СП, но не сумел купить себе квартиры или автомашины, и как он признается, вряд ли сможет. Его зарплату съедают цены на коммунальные услуги и продукты питания. Вы говорите, Анорой, что если работают и зарабатывают, то имеют все... Увы, мир не всегда таков уж прямолинейный. Гульнара Каримова не работала так, чтобы иметь те деньги – это 800 млн. евро, что заморожены в западных банках правоохранительными органами! И ее сестра Лола Тилляева тоже вряд ли честно сумела заработать на домик в США стоимостью в 58 млн. долларов. Но мы не все знаем об истинных размерах собственности семьи президента, который, кстати, никогда не декларирует публично свои доходы. Но при этом парламент освобождает его от любой ответственности за совершенные дела, и дарит ему объект стоимостью в десятки миллионов долларов! Какой щедрый подарок Исламу Каримову, который сделал так, что 3 млн. гастарбайтеров, что милиция ловит не бандитов, а журналистов и правозащитников, что СНБ и прокуратура – первые коррупционеры в стране. И при этом они требуют, чтобы народ молчал, не рыпался, мол, нам не нужны революции, словно революции возникают по их прихоти. Когда созревают условия, когда нет иного пути, то революция приходит! – такова вот проза жизни.
Есть люди, которые работают, но не зарабатывают так, как это слово проскальзывает в вашей реплике, уважаемая Анарой. Например, учитель в школе получает зарплату, но даже если он будет работать 6 дней в неделю с утра до вечера, то не накопит на квартиру. Ему нужно тогда брать взятки. Или инженер, что на фабрике, ему нужно продавать на лево ресурсы, чтобы купить на автомобиль. Кстати, не смущает то, что в Узбекистане не просто купить автомобиль, произведенный в Асаке? Без «шапки» в 3-5 тыс. долларов даже мечтать не стоит. Мой умерший шурин когда-то работал на фабрике «Малика», его осудили по делам, которые сфабриковали (каламбур! – фабрикуют прокурорщики); теперь вместо цехов там торговые точки. Оказывается, нам есть что торговать, но нечего производить. То есть мы покупаем то, что ввезли из Китая Лола и Тимур Тилляевы на своей фирме «Абу Сахий»...
Вы вспоминаете о том, как мы при Советской власти собирали хлопок. Так ее, этой власти, уже нет четверти века, а почему горожане, школьники, врачи и рабочие его собирают поныне, причем в более худших условиях – сами себя корми, привози, обеспечивай лекароствами? Чем стало лучше? Ездим чаще за границу? Согласен, 3 млн. гастарбайтеров подтверждают это. Моя мама при социализме постоянно ездила на курорты в Крым, в Белоруссию, на Кавказ, Дальний Восток, а после 1991 года не смогла – финансов не хватало. Однажды она стояла на троллейбусной остановке, а тут мент ей говорит: «Отвернитесь – президент едет!» На что мама ответила: «Нечего ему на мою задницу рассматривать, пускай в глаза смотрит и отвечает за свои дела!» Менту нечем было крыть это замечание. Мама была в больнице, а там торговали врачи и медсестры лекарствами от гуманитарной помощи.
В моей квартире была проблема с крышей – всегда протекала. Я платил ТСЖ, но никогда от нее никакой помощи не видел. Прихожу, даю заявку, а она исчезает. Через месяц спрашиваю, а мне: а где заявка? Нет ее, показывают страницу журнала, а там нет записи. Снова даю заявку – и опять нет ее. Как бы я сам виноват. Пришлось самому покупать материалы, найти рабочих, чтобы закрыли мне крышу. К чему этот вампир-ТСЖ, что создал своими реформами Ислам Каримов? В доме, где я сейчас живу, нет ТСЖ, но не течет крыша, всегда тепло и есть электричество. Потому что здесь все работает по-рыночному и по закону, тогда как законы не писаны не для ТСЖ, не для прокуроров и ментов, а для нас, обычных граждан. Поэтому народ терпит то, что творят с ним находящие у власти. Да, Каримов и его чиновники не с Марса прилетели, они наши, узбекские, мы их взрастили... И видимо, нам их скидывать с теплых кресел!
Абсолютно счас тливых стран нет. Нигде. Ни в США, ни в Европе люди не бывают полностью счастливыми. Везде проблемы. Но зачем проблемы возводить в квадрат, хотя порой они в кубе? Зачем обычную прописку превращать в инструмент репрессий и издевательств? Почему человек должен спрашивать разрешения на выезд за границу у власти – он итак имеет на это право согласно Конституции! Той Конституции, которую многократно нарушал Ислам Каримов. Если нарушает он в большом, то люди начинают думать, что можно нарушать им в малом. Вот и начинаются проблемы: не платить за услуги, прятать доходы, нарушать правила дорожного движения и т.д. Вся страна живет как бы в «тени», но при этом мы горды, что это наши традиции, ментальность, наша культура. После этого удивляемся, почему нас не понимают?
Знаете, я здесь, в Швейцарии, почти 8 лет, но никто не знает мою страну. Они и выговорить не могут, путают с Пакистаном или Афганистаном. Большинству швейцарцам, как и иностранцам в Швейцарии, по барабану моя родина, у них своих забот хватает. Но права мои защищены. Свободы тоже. Здесь действует закон! Никто не читает книг какого-то правителя, не сдает экзамены по дурацким речам фюрера, полиция не закрывает дорогу, когда едет кто-то из правительствав. Здесь даже президент – это коллегиальный орган, невозможен авторитаризм. Для меня Швейцария – идеальная с точки зрения государственности страна. Но она рождена своими историческими условиями.
Для Узбекистана тоже своя история. Я не хочу кровавых расправ, не хочу беспорядков и смуты. Это страшное явление. Но такое порождает Ислам Каримов своими действиями. Все равно когда-нибудь наше общество станет демократическим, государство – правовым, и тогда мы будем смотреть на сегодняшний день с позиции истории. Увидим ошибки и просчеты, и будет горько от того, что молчали, когда нужно было говорить, что прятались дома, когда нужно было выходить на улицы с требованиями соблюдать наши права и свободы. Свобода – это как птица, ее никто не дарит, сам человек должен раскрыть крылья и подняться к небесам.
С уважением к Вам, Анорой-хон,
Алишер Таксанов из кантона Цюрих.



Другие статьи в литературном дневнике: