А достоин ли этот человек доброй памяти?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Читаю на сайте «УзА»:
«Под руководством Президента Ислама Каримова возрождается богатое культурно-духовное наследие нашего народа, в частности, глубоко изучаются великие заслуги Амира Темура в создании узбекской государственности. В книге «Высокая духовность – непобедимая сила» глава нашего государства отмечает, что эта великая личность, воплощающая в себе отвагу, смелость и мудрость, Амир Темур построил великую империю и оставил практическое и теоретическое наследие в деле формирования государственности, открыл широкую дорогу развитию науки, культуры, созидания, религии и духовности. Об этом говорилось на состоявшемся в Навоийском государственном педагогическом институте научно-практическом семинаре, посвященном 675-летию Сахибкирана». (Посвящено великому предку. УзА, Яркул Умар, 06.04.2011).


Интересно, на этом семинаре не уточняли, что:
- как и всякая империя государство Амира Темура (в разных источниках – Темурленг, Тамерлан, Темур-Аксак, Сохибкиран, Бобоколон) не просуществовало долго, и после его смерти распалось, ибо строилось оно, в основном, на жестокости, силе, репрессиях;
- империя создавалась за счет войн и грабежей других народов, ведь из покоренных стран армия Амира Темура вывозила не только богатство, но и плененных ремесленников, ученых, музыкантов, строителей, которые потом возводили ему Самарканд и другие города;
- он победил турецкого султана Баязита и монгольского хана Тохтамыша лишь потому что имел личную вражду с ними, а не потому что хотел освободить страны от их владычества; западноевропейские короли благодарили Сохибкирана за то, что тот вообще-то не собирался делать для них, - остановил нашествие Османской империи и Золотой Орды на Запад, это было лишь косвенным следствием, а не причиной военной деятельности Сохибкирана;
- там, где только не был любимый Исламом Каримовым средневековый полководец, то оставлял горы трупов и сожженные города и поселки; им были казнены 100 тыс. индусов мужского пола из опасения, что те восстанут; он стер с лица земли Хорезм и на его месте засеял поля пшеницей; из 2 тысяч афганцев построил живую стену; разорил Персию, Сирию, Афганистан, Турцию, Кавказ, некоторые города Руси; до сих пор там помнят «подвиги» этого гуманного захватчика;
- Амир Темур был олицетворением войны и жестокости, поэтому многие художники и писатели не считали его тем лицом, которого стоит уважать и боготворить; есть даже легенда, что вскрыв гроб захватчика в июне 1941 года советские археологи спровоцировали Великую Отечественную войну;
- какую узбекскую государственность мог создать Амир Темур, который не считал себя узбеком, более того, воевал с племенами, называвших себя "узбеками"? Узбекистан в нынешних границах образовался в 1924 году.
Вот, кстати, что говорил сам Амир Темур: "По так как Ильяс-Ходжа не обладал качествами, необходимыми для правителя, то эмиры и узбеки не оказывали ему послушания. Однажды жители Мавераннахра пожаловались мне, что узбеки требуют, чтобы им были выданы 1000 девушек. Я доложил об этом Ильяс-Ходже. Он запретил узбекам такое насилие, но те не обратили на его приказ ни малейшего внимания. В то время некоторые из персидских саидов принесли жалобу, что узбеки увели в плен 70 потомков Пророка, саидов. Такая неслыханная дерзость окончательно вывела меня из терпения; я быстро двинулся за ними и освободил из плена саидов. Узбеки негодовали на меня за такой поступок и, чтобы повредить мне во мнении Туклук Тимура, послали ему донос, будто бы я намерен отделиться и восстать против него. Туклук Тимур прислал грамоту, чтобы меня казнили за измену, но совершенно случайно приказ этот попал в мои руки, и я принял все меры предосторожности, чтобы защитить себя от совершенно незаслуженного мной наказания. Как раз в это время во сне явился мне пророк и объявил, что за освобождение мною из плена 70 саидов, семьдесят поколений моего потомства будут царствовать. Когда узбеки возгорелись сильной враждой против меня, от Туклук Тимура вторично пришло приказание убить меня; они хотели убить меня исподтишка, и стали выжидать удобного момента, чтобы покончить со мною. Я понемногу стал собирать войско и готовиться к выступлению в поход, чтобы наказать узбеков, но у меня не было друга, которому бы я открыл свою тайну; хотя население и подчинилось мне, но я не решился открыто поднять знамя восстания. Когда моя тайна распространилась среди народа, узбеки каким-то образом узнали об угрожающей им опасности и собрались вес в одно место". (http://e-samarkand.narod.ru/Timur.htm).


Конечно, это одна сторона медали. Есть и другие, позитивные стороны у Амира Темура (поддерживал науку, культуру, градостроительство, религию, торговлю, строил новые пути и города), о котором твердилось на том семинаре (этой стороны личности Амира Темура я не отрицаю). Как отмечает «УзА»:
«Председатель правления Международного фонда имени Амира Темура Мухаммад Али, ректор Навоийского государственного педагогического института Холбой Ибрагимов, ректор Самаркандского государственного университета Темир Ширинов и другие говорили об основанном на принципах справедливости и благородства правлении Амира Темура. Заслушаны интересные доклады, посвященные этим темам».


Только достоин ли уважения тот, кто мечом обрывает жизнь человека, не пожелавшего покориться захватчику? Перевесит ли чаша «доброты» Сохибкирана другую чашу, на которой убитые люди, разграбленные семьи, сожженные города? Какие принципы справедливости и благородства может приносить захватчик – нуждались ли в таких принципах жители Персии или Индии, Армении или Сирии? Хотели ли они прихода самаркандского эмира, звали ли они его к себе на царствование?
Сам Амир Темур отмечал: "Когда я отправился в сторону Ирака, я увидел во сне, что ко мне пришло множество львов и скорпионов. Через день эмиры явились ко мне с изъявлением покорности, и я овладел этой страной. Собираясь в поход на Индустан, вижу себя во сне в роскошном саду, полном деревьев, обремененных плодами. Птицы в ветвях деревьев спили множество гнезд. Взяв пращу, я разорил эти гнезда. По мнению снотолкователей, сон этот предвещал, что поход мой в Индустан будет вполне удачен, что и исполнилось в действительности: я овладел Индустаном и разорил там множество городов".


Для нас убитые и казненные – это история. Некая абстракция. Нам не понять, что чувствовали тогда люди при встрече с разъяренным воином, ибо нас разделяют пласты времени. Только... Неужели в те времена человек меньше любил, меньше хотел жить, не радовался дню, своему труду, празднику, весне, свадьбе дочери или рождению дитя? Поставьте себя на его место и скажите: будете ли вы считать ВЕЛИКИМ того, кто отнимет у вас все, в том числе и жизни ваших чад, родителей, мужа или жену? Как вы оцените то, что из ваших вещей, нажитого добра этот захватчик построит Империю, а потом потомки будут его благодарить и воспевать как мецената и градостроителя?


Я отмечаю людей по их достоинствам, по их поступкам, что они принесли своим и другим народам – свободу и мир или порабощение и смерть? НИКАКОЙ захватчик не ассоциируется у меня с героизмом, честностью, справедливостью, добротой и благородством. Пришедший с мечом на чужую землю уже изначально не имеет благородной миссии.
И что бы мне не говорили, в том числе и апологет амиртемуровской ура-патриотической истории профессор Ашраф Ахмедов, для меня Амир Темур – личность, которая по своим деяниям ничем не лучше Чингизхана, Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина. Я презираю любых завоевателей!
Со мной можете не соглашаться – это ваше право. Я остаюсь на своей точке зрения. И она тоже основана на письменных источниках того времени, а также от осознания того, что захватнические войны не делают человека великим! Лишь защитники родины покрываются вечной памятью героев, однако «железные хромец» к ним не относится.


Вот лишь некоторые источники:
- Энциклопедия «Кто есть кто», Философское общество и издательство «Олма Пресс», Москва, 2005 год, стр. 1414: «Но, несмотря на любовь к роскоши и комфорту, главным делом жизни для Тимура оставались ВОЙНЫ. После упорных и кровопролитных сражений он создал обширную державу, ПОКОРИВ народы Закавказья, Индии, Ирана, Малой Азии, Казахстана, Хорезма. В истории имя Тимура стало синонимом жестокого ЗАВОЕВАТЕЛЯ…- так отмечено в энциклопедии. - В Афганистане для устрашения Тимур приказал построить башню из 2000 живых пленников, пересыпав их глиной и битым кирпичом. В Индии он распорядился казнить 100000 пленных воинов, чтобы они в будущем не смогли поднять против него восстание. В 1388 году в захваченном Тамерланом Хорезме произошло восстание, и он жестоко расправился с восставшими, приказал полностью разрушить город Ургенч, засеяв ячменем место, где он находился. В 1395 году Тимур захватил столицу Золотой Орды, разгромив войска хана Тохтамыша, РАЗОРИЛ множество поселений на юге России, но не пошел дальше. К 1369 году Тимур ЖЕСТОКО РАСПРАВИЛСЯ со всеми своими противниками и расчистил себе путь для дальнейших завоеваний. За ближайшие 35 лет он покорил так много стран, что его империя расширилась от Черного моря до Инда. В 1404 году он устроил грандиозный праздник по поводу своих побед, во время которого показывал собравшимся захваченные сокровища»;
- «Вожди народов в ХХ веке. Ислам Каримов», выпущенной издательством «Палея», Москва, 1996, есть такая цитата самого Ислама Каримова: «Конечно, не все действия Темура вызывают аплодисменты и не вся его деятельность заслуживает подражания» (с.20);
- В справочнике «Страны мира», Москва, 1996, в разделе «Армения» приводятся следующие слова: «В VII-XV вв. Армения испытала разрушительные нашествия арабов, сельджуков, монголо-татар, Темура» (с.34); в разделе «Грузия»: «В XIII-XIV вв. подвергалось нашествию монголо-татар, Тимура» (с.143);
- Учебное пособие «История Узбекистана», выпущенной Ташкентским государственным университетом в 2004 году, так описываются «миролюбивые» походы Тамерлана: «Захватив город Дели, он вывез огромную добычу... Темур и его эмиры возвращались из других стран с богатой добычей» (с.69).
- книга «Амир Темур тарихи» от Ибн-Арабшоха, 30 лет прожившего при Сохибкиране, была опубликована ташкентским издательством «Мехнат» 1992 году. Вот цитаты на узбекском языке: «Аммо Темурнинг нафси газак олиб, уни иккинчи марта хамадонликлар устига молдунё талабини юклашга ундади. Шунда уша жалолатли киши (Мужтабо) Темурга пешвоз чикиб, узини мискин ва аянчили макомга солган холда шафоат урнинга туриб олди (с.129)… У уз ёмонлиги кадахларини тошириб, тангри бандаларию унинг ерларига галва солиб, бешболик килабошлади (с.140)… Душманлар уларни талаганлари ва кайбирларини асир олганлари билан каноатланиб колмасдан, кимни тутиб олган, булсалар – эркакми, аёлми, каттами, кичикми – хаммасини улдирдилар. (Бу) одамлардан баъзилари улар билан курашни давом эттириб матонат курсатдилар ва уларга карши диенат учун кураш йулида саботлиликни шахил булишга бириктиришни иродат килдилар (с. 141)… Темур тепалик томондаги дарвозадан кириб ундагиларнинг хаммасининг буйнига килич куйди, барчасини халок этиб, улардан исёнкору итоаткорни улдирди. Улар бололарни асир олдилар, хотинларнинг иззат-пардаларини йиртиб, ситроларига дахл килдилар ва одамларга гам-кулфат либосини кийгиздилар. Одамларнинг баъзилари жомеъдан бошпана излади. Натижада уларда (намозда) тик турган ва саждадагилардан икки мингга якинини улдирди хамда жомеъни ёндириб, уни кулба холатида ташлаб кетдилар (с.143)…»


Много лет назад мой отец написал поэму «Согдиана». Это история о Самарканде и Бухаре, защитниках края, которые остаивали независимость и свободу родины. Поэма сохранилась частично, не более 5%, поэтому я не могу привести ее всю. Однако этого достаточно, чтобы многое понять. Но хочу, чтобы люди задумались, где люди любят и ждут агрессора? Верили ли они в его доброту, справедливость и благородство? Может, жители Кавказа и Индии также относились к армии Амира Темура, как наши соотечественники много сотен лет назад к персидскому царю Дарию. Если мы Россию называем «оккупантом» Средней Азии, то как именовали Бобоколона в других странах, где мечом и огнем прошла его армия?


Арслан Таксанов


СОГДИАНА
(Отрывок из поэмы)


I
В ту пору не было ни ям и не равнин,
Не плачей на дороге,
Не иссущал людской толпы ислам,
Не пел и не писал стихов своих Омар Хайям.
И Бируни был только на пороге,
Истории, и через века придет он в мир,
Усталый, но спокойный,
И принесет свой скромный алгоритм.
И алгебру для лиц.


Очисть себя, все выкинь из хурджуна,
Кровь обнови – и засветись звездой.
Тогда Лейла прильнет к устам Межднуна,
И соединит сердца Тохир с Зухрой.
Тогда вернутся все рабы из плена.
Тогда улыбка возвратиться вновь.
Тогда не нужны станут рецепты Авиценны,
Тогда богаты будут все, как царь Хосров.
Мечтать – ни кто еще в сем мире,
Не мог отнять, и бедный и богач,
В купце и воине, стражнике и эмире…


II
Жара – под сто,
Песок – не тронь,
Безумным пламенем сжигает все.
Вскочи – и небо сорви с колонн,
И опрокинь на адовый костер.


Бархан ползет улиткой не спеша,
Готовый утопить
Кто умудрился лечь.
А следом слышен смерти шаг,
что косит воинов
как беспристрастный маг.


Грохочет стан, испуганный косой,
И рвется мысли красочная нить.
Лишь только вопль воинов стрелой несется к небу:
«Дайте нам попить!»


Хрипит усталый воин-бедуин,
Копать песок, что воду в сито лить.
А вопль сорок тысяч как один
Несется в небо:
«Дайте нам попить!»


Но позади – песок, горяч и сух,
А впереди все то же – солнце, смерчь.
А бог неведимый уж десять суток глух,
А бог земной – ждет вместе с ними смерть.
Эй, поруганный соплеменниками,
Опозоренный вконец,
Где источник «Хаешь смерти!»
Где дорога, наконец!
Долго ль жариться мы будем,
Умирать среди песков.
Иль испробовать ты хочешь,
Меч у Дария каков?


Проводник – все тело раны,
Кровь темнеет на песке,
Молвил дерзко «Согдиана»
Рядом здесь – в недалике».
Вот четыре перехода,
Тяжких,
Смертных,
Не видать конца походу,
Согдианы не видать.
Позади в песках горячих,
Трупы доблестных лежат,
Тех, кто обрывает плачи,
Саблей острой наотмашь.


III
А этот звездный шахиншах,
Что покорить Вселенную хотел,
Теперь он за глоток,
Что выпить не успел,
Готов отдать весь свой удел.
Шах Дарий болен, опустив полог.
Лежит усталый, он не спит.
В глазах песок, во рту песок,
Противно пахнет и скрипит.


Под ним кувшин из злата, серебра,
Что сохраняет влагу до поры,
Хранит его униженный Дара,
Ведь каплю влаги может воздух проглотить.
Не спит спокойно – ведь кругом враги.
Хотел он мир вот этот покорить,
Джейхун далек, а здесь его плохи.
И в них его мечта – в них вера жить,
Хоть впереди и солнце, и песок, и смерч.
А бог невидимый уж десять суток глух,
Но не готов он с богом умереть.
Не здесь, а там, у ног евнух.


Не плачет Дарий – ведь его судьба –
Одна борьба, с народами борьба.
Он верит, пусть он плох,
Но есть же родной иранцу бог.
Но не ведал шах персидский,
И не думал, не искал,
Что был поход не ради отомщенья и добра,
Чтоб отбивать ударов вражью грудь.
То был поход, мостами чтобы трупы стали.


Открыв Хорезму и за Джейхуном путь.
А степь открыта как лист дивана,
В ней все написано стрелой из камыша.
Где Тамарис, та женщина из стана,
Людскою кровью напоила Хурвиша.
Бурдюк давно иссох и забыт племенем,
Как забываются у добрых…


IV
Согдиана, Согдиана,
Край неведомый, большой,
Мне бы пиалу айрана,
Мне б воды бы ключевой!


Согдиана, Согдиана!
Самарканд и Бухара!
Не видать друзьям зиндана, ни жемчугов, серебра!
Край родной огнем объятый,
Стон как меч, сердца разит,
И иранец полосатый,
Взять свободу норовит.


А хотя, где та свобода,
Что вещают все цари,
Может быть у ада входа,
Иль у райской той двери?


Перс идет войной нещадной,
Что им жизнь-то – звук пустой.
Смерть не в платье ведь нарядной,
Ходит с острою косой.


Не заплакали дехкане,
Положив соху во двор,
И как просто согдияне,
Возвели вокруг забор.


Тот забор, что ограждает
От зубов гиен, горилл.
Все поступки оправдает,
И упрячет от могил.



Другие статьи в литературном дневнике: