Я этого не прощу и не забуду

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я живу в середине спокойной и сытой Западной Европы. Тут все идет размеренно, чинно, немного медленно, если смотреть это как в телевизор, словно никаких острых событий здесь и не происходит, и каждый человек уверен в своих правах и знает, что государство защитит его. Я беженец, и мне Швейцария предоставила убежище, хорошие условия проживания, что грех вообще на что-то жаловаться. Удивительно, как мне, еще не сделавшего ничего для этой страны, помогли с обустройством, пособием, страховкой и прочими. Может, это кредит, который я уже с совестью отработаю: не в моих правилах быть должником.
В тоже время за много тысяч километров, у границ Узбекистана скопилось также много беженцев. Они не политические, ибо не выступали против власти. Они – итог бездумной политики псевдодемократов Акаева и Бакиева, результат этнического конфликта, порожденного многими факторами, это следствие хорошо продуманной, организованной и осуществленной провокации. Время покажет, кто стоял за этой трагедией, кто науськивал и подстрекал, кто раздавал оружие, кто убивал и насиловал.
Обидно будет только то, что мало кто из поджигателей войны и «псов», разрывавших узбеков на части, ответит по закону. Найдут пару-тройку козлов отпущения, и на них навешают все грехи. «Крупняк» останется недосягаемым ни для кого – ни для временного правительства Розы Отунбаевой, ни для Интерпола, ни для международных структур, ни для карательных сил Ислама Каримова. Погром устраивали десятки тысяч кыргызов, но всех не поймаешь, всех не посадишь, ибо – самое странное и непонятное! – ни свидетелей, ни доказательств, ни фактов не окажется у следственных органов. Все будут знать, что они – убийцы, и руки до них не дотянутся. Невозможно осудить такое количество людей, да и тюрьма столько не вместят.
Поэтому они заранее прощены своими же судебными и исполнительными органами. И они, отморозки, это знают. И поэтому спокойны, и по сей день продолжают свои кровавые дела.
Я не могу понять, как эти люди могли опуститься до животных инстинктов? Как поднялась рука на стариков и женщин, детей и инвалидов? Как можно было резать юношей, насиловать девочек, поджигать толпой двоих, не имевших возможности дать отпор? Неужели атмосфера вседозволенности перечеркивает человеческий разум?
Мне скажут, что пострадали обе стороны. Допускаю. Но посмотрите в количественном измерении, кто пострадал? Кто погиб и кто лишился имущества? Кто метил дома по национальному признаку и ставил щиты с надписью «кыргызская зона», типа, что сюда запрет узбекам запрещен? – и сразу станет ясно...
В кого стреляли солдаты и менты – в кыргызов? Или все-таки узбеков убивали те, кто по долгу службы должен был выше национальностей и служить закону и народу. Я и раньше не особенно-то уважал военнослужащих МВД, СНБ, Минобороны, считая их бандитами в форме, а сейчас вообще перестал считать их составной частью человечества. Это просто шакалы... И теперь у шакалья появился национальный оттенок...
Ислам Каримов заявил, что это не межэтнический конфликт, а провокация. Ни хера себе – тысячи убитых и сотни тысяч беженцев – это провокация? Это настоящий этнический конфликт, в который втянуты две национальные группы и жертвы которой определялись именно по этому признаку. Провокация только для втягивания в войну Узбекистана, и кто это делал, наверняка ждал такого.
Я не стану обсуждать, правильно ли поступил Ислам Каримов, отказавшись от военной поддержки ошанским узбекам. Но он мог просить другие страны предоставить воинский контингент для миротворческой операции. Не обязательно Россию или США, есть и другие государства на континенте, которые предоставляют свои силы под флагом ООН.
Ладно, об этом можно говорить долго и без особого эффекта, ибо мертвым не поможешь...
Недавно я обсуждал с одной женщиной по «Фэйсбук» о том, как поступали советские солдаты с гражданским населением Германии, когда вступили на ее территорию. По сути, они были не лучше фашистов – такие же грабежи, убийства, изнасилования и надругательства. Я пытался было слабо сопротивляться, что и немцы были не лучше, а то и хуже. Собеседница не отрицала и сказала, что народ Германии и по сей день кается совершенному и еще много десятилетий будет нести ответственность за Вторую мировую войну.
- Но нужно осознать и вам, что и советские солдаты пришли не освободителями, а победителями, потому что творили с нами именно как победители, - подчеркнула она.
Это я говорю к тому, будут ли каяться кыргызы? Если до сих пор слышны крики о продолжении этнических чисток, то долго еще ждать миру слов о сожалении сделанного со стороны титульной нации Кыргызстана. В массе своей они не осознали, какое чудовищное преступление совершили. И поэтому не стоит ждать этого от них, потомков Манаса.
Многие будут еще долго ходить героями в своих аулах и кишлаках, рассказывая, как резали узбеков, и друзья и соседи им будут поддакивать: ох, классно вы их поджигали и резали, нам бы туда, и мы показали бы этим зажравшимся сартам! Потом они объединятся в братство участников Ошской резни со своими сходками и сабантуями, ритуалами и традициями.
В первые дни я смотрел телевидение, к сожалению, информации было мало. Передали, в частности, по «Евроньюс», и то съемки были в Бишкеке, куда привозили раненных кыргызов. Складывалось впечатление, что страдают от погромов кыргызы, а не узбеки. И Роза Отунбаева как-то вяло реагировала на все это...
Я не думаю, что у нее хватит сил бороться с теми, кто совершил этот геноцид. Она, может, это и понимает, но не скажет никогда.
А я уверен, что пропасть между кыргызами и узбеками стала настолько огромной, что через нее не перепрыгнуть, не пройти.
Если кто-то и простит их, то в меня не будет в этом списке.
Геноцид не прощается и не забывается.
Я отправил деньги беженцам. Это малая толика того, что смог сделать. И если будет иная возможность чем-то помочь – помогу.



Другие статьи в литературном дневнике: