Этого не забудет ни один узбек

Алишер Таксанов: литературный дневник

Смотрю на видеокадры насилия в Кыргызстане и не могу поверить, что такое возможно в 21 веке! Кыргызские отморозки живьем сжигают узбеков, те катаются по земле, кричат, просят о пощаде, а их еще пинают и при этом радостно смеются!
http://www.youtube.com/watch?v=pdwf8MjRtkM
Мы читали о зверствах фашистов, видели кинохронику концлагерей, и представить себе не могли, что этот фашизм у нас под боком. Что озверевшая толпа, спустившаяся с гор или пришедшая с долин, будет стрелять в женщин, резать горло пацанятам, насиловать малолетних детей, считая их виновниками их нищеты, безграмотности, никчемности. Ибо если бы они были разумными, то так не поступали, свое благополучие не строили за счет краж и убийств, погромов и насилия. Они тоже бы трудились на полях, собирали урожай, строили дома, протягивали газ и электричество.
Некоторые говорят, что это не межэтнический конфликт. Мол, все спровоцировали третьи силы. Неправда, это был конфликт двух наций, имеющих родственные корни, язык и религию. Отличие в том, что узбеки - земледельцы, кыргызы - кочевники. Но эта ментальность предопределила все...
Мне не важно, кто спровоцировал войну - этому дадут нужную оценку и судьи, и политики, и эксперты, и международные организации. Важно то, что сотни тысяч кыргызов поддались на провокации, как бы обрадовались этому и пошли громить узбекские поселения. У них были не просто палки и арматура - серьезное оружие, а именно ружья, автоматы и пистолеты. И им притворствовали и помогали кыргызские военные и менты - вот уж явное проявление геноцида. И что глава временного правительства Роза Отунбаева приехала в Ош через неделю после событий и не встретилась с пострадавшими с узбекской стороны - это говорит уже о многом. Она приняла сторону своей титульной нации. Но если сравнить объемы погибших, беженцев, уничтоженного имущества, то 95% потерянного всего приходится именно на узбеков.
Отунбаева приказала расчистить улицы от баррикад, но уже при этом погибают узбеки. Их арестовывают, сажают, пытают, считая их виновниками. Но при этом нет ни слова об арестованных кыргызах, отнятых у них автоматах. То, что натворили эти ублюдки, им простила власть. Роза просит не драматизировать ситуацию, давать больше позитива, не критиковать правительство - а чем она, разрешите спросить, лучше прежних правителей-диктаторов?
Она хочет провести референдум по Основному закону, осознавая, что 700 тыс. узбеков уже не могут участвовать - ей на это наплевать, ибо она не считала их частью Кыргызстана. Более того, осознает, что теперь узбеки будут против такой Конституции, которая позволяет царству хаоса и жестокости, геноциду, и поэтому не хочет знать об их голосах ничего. И теперь эта дама у меня кроме презрения ничего не вызывает. Я не считаю ее личностью. Она просто серая пешка.
Боюсь, что этот конфликт запомнится надолго. Не один десяток лет пройдет, прежде чем затянутся раны. Говорят, время лечит. Но для этого нужно уж очень много времени.
Для меня Кыргызстан был всегда островом свободы, я летал туда, чтобы почувствовать дыхание демократии и говорил братьям-кыргызам: "Вы - молодцы! Вы сумели отстоять свои права и каждый день боретесь с произволом! Я вас уважаю!"
Но, видимо, это была не демократия - охлократия, власть толпы. Даже анархия имеет свои границы (кстати, анархия - это социально-экономическая теория об общественном устройстве, где нет властных структур, и это не тождественность вседозволенности и хаоса!). Революция на севере переросла в кровавую мясорубку на юге.
Я перестал уважать кыргызов. Нет, есть среди них порядочные, честные. Те, кто спасал узбеков от разъяренной толпы, - эти люди останутся в доброй памяти. Те, кто делился хлебом с пострадавшими. Те, кто писал правду и защищал их до конца.
Но все равно, чувство вины кыргызской нации меня не покидает. То, что натворили она - этого не забудет ни один узбек.



Другие статьи в литературном дневнике: