Будем торговать без злого Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сейчас многое говорят о Таможенном союзе двух государств-соседей. Это не первая акция данного профиля, подобные механизмы пытались создать и ранее в рамках СНГ, ЕвроАзЭС, ШОС, ОЦАС, ГУУАМ и т.д., но особого результата это не давало.
Владимир Путин и Норсултан Назарбаев договорились, что теперь будет все серьезно, и без участия Александра Лукашенко, больше любящего пропаганду, чем реальные дела.
Функционирование Таможенного союза России и Казахстана приведет к тому, что ранее подписанные двусторонние соглашения Узбекистана с этими государствами потеряют силу. Ведь в каждом случае принимались разные позиции по отношению тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций, осуществлялись протекционистские процедуры и режим наибольшего благоприятствования (Ташкент включал эти республики в список получателей такого режима). Таможенный же союз предполагает унифицирование таможенных ставок, пошлин, походов, декларации и т.д., то есть между участниками отменяются таможенные пошлины, но создаются общие стандарты при торговле с третьими странами. Это касается как импорта сельхоз продукции, так и продукции с высокой добавленной стоимостью, валютной политики и банковских трансфертов, туризма и транспортных сообщений (транзита), капитала и рабочей силы и т.д. Жесткость подхода определяется еще и тем, что существуют надгосударственные органы, решения которых обязательны для участников.
Узбекистан становится именно такой «третьей» страной, и именно она может ощутить на себе все прелести экономических санкций и давления в торговле, если стороны Таможенного союза начнут общие действия из-за политических интересов. А такой рычаг вполне может иметь место.
Ташкент не может отказаться от российского и казахстанского рынков, это видно по объему взаимной торговли. Так, доля России в узбекском товарообороте в 2009 году составлял 21%, что на 4% выше уровня 2008 года; Казахстана – 6,2% (ниже на 21%). Соответственно, Узбекистан экспортировал в 2008 и 2009 годах товаров в Россию на $1961,8 млн. и $2257,2 млн., а импортировал – на $2274,2 млн. и $2186,3 млн., Казахстан на $436,4 млн. и $513,7 млн., и на $1220,9 млн. и $793,5 млн. Объемы весьма значительны, чтобы можно было махнуть на все рукой. Те позиции, поторые Ташкент получил в течение 20 лет от партнеров, могут быть утеряны или изменены далеко не в лучшую сторону. Найти новых покупателей и поставщиков продукции за короткое время не так уж и легко, и Таможенный союз может создать серьезные проблемы для национальной экономики Узбекистана, если поставит серьезные барьеры или изменит условия торговли. Будут наверняка изменены ставки акцизные, НДС, компенсационных и антидемпинговых пошлин, таможенных сборов, установлены квоты и тарифные преференции, то есть полный набор мер экономического воздействия.
Практически, это ударит по экспорту сельхозпродукции, подукции машиностроения, химической индустрии, даже энергоресурсов. Учитывая высокий уровень контрабанды из Казахстана, то ужесточение таможенных границ с Узбекистаном ухудшит ситуацию на потребительском рынке, а также экономическое благополучие местных производителей.



Другие статьи в литературном дневнике: