Почему в Узбекистане небезопасно?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Моя знакомая выслала мне этот текст с просьбой опубликовать его на моей страничке. Я с удовольствием это делаю.



Последние несколько лет Узбекистан считался стабильной страной, где безопасность стоит на первом месте. Все репрессии, ужесточения, ограничения связывали с вопросами безопасности, и желанием государства навести порядок в стране. Граждане с этим мирились и соглашались с тем, что мир и безопасность важнее свобод и прав. Однако миф о том, что государство заботится о безопасности был разрушен недавними событиями в Ханабаде и в Андижане. В результате взрывов погибли мирные люди и сотрудники милиции. Теракты, которые совершили бандиты говорят о том, что все ограничения и репрессии оказались напрасными. Как можно говорить о безопасности, если среди белого дня бандиты устраивают взрывы. Возникает вопрос: куда смотря силовики? И действительно, куда? Чем они на самом деле занимаются, говоря нам, что они заботятся о безопасности.
Скорее всего, о себе и своих корыстных интересах... Недавно стало известно, что одно из самых популярных мест отдыха в Ташкенте «Демир», принадлежащее когда-то турецкому бизнесмену Ахмаду Демиру сменило собственника. Собственником этого дорогостоящего и приносящего хорошую прибыль кафе, супермаркета и торгового комплекса оказался некий Ильхом Шакиров. Удалось выяснить, что Ильхом Шакиров, таджик по национальности, является в настоящий момент гражданином России. Ранее он сотрудничал с печально известным полковником Худайбердыевым и со службой национальной безопасности Узбекистана. Как же собственность турецкого бизнесмена и крупного инвестора Ахмада Демира оказалась в руках Шакирова?
В беседе с Ахмадом Демиром удалось узнать, что он владел 65% акций своего предприятия, а 30% акций принадлежало хокимияту г.Ташкента. Лицензию он получил, как и положено в Министерстве труда. Его бизнес процветал, он исправно платил налоги, но вдруг все изменилось. Сначала столичный хокимият различными ухищрениями уменьшил его долю до 50%. При этом не учитывалось, что все оборудование, все необходимые расходы нес один Ахмад Демир. Потом неожиданно Министерство труда заявило, что не будет больше выдавать ему лицензию, если он не даст взятку 100 тыс. долларов. К нему домой стали приходить некие люди, которые представлялись сотрудниками СНБ и требовать отдать Комплекс «Демир» некому Ильхому Шакирову. Сначала Ахмад Демир сопротивлялся, обращался с суды, различные инстанции, но это ему не помогло. Потом он обратился лично к председателю СНБ Рустаму Иноятову с жалобой на его сотрудников. Но Р.Иноятов сказал, что это он действует по инициативе Хайдара Зелимханова – Управляющего делами Аппарата Президента Узбекистана. В результате всех мытарств Ахмада Демира заставили продать свой комплекс, который оценивается в сотни миллионов долларов за символическую сумму в пять миллионов. И сказали ему, что он еще должен быть доволен. Другие бизнесмены попали в еще худшую ситуацию. Например, хозяина сети супермаркетов «Узбегим» посадили в тюрьму по заявлению генерального директора «Совпластитала» Мелкумова. При этом всем известно, что один из родственников Мелкумова занимает высокую должность в СНБ. Есть другие печальные примеры, когда с помощью СНБ беззастенчиво отбирается собственность успешных бизнесменов. СНБ выполняет роль рэкетира во многих ситуациях, связанных с незаконным отъемом собственности бизнесменов. В лучшем случае, бизнесмены лишаются собственности. В худшем – оказываются за решеткой.
Можно назвать сотни причин по которым в Узбекистане можно посадить любого бизнесмена. Это и несовершенство законодательства и противоречивые инструкции разных ведомств, которые проверяют бизнесменов, это коррупция чиновников, злоупотребления налоговых и регистрирующих органов. Занимаясь бизнесом в Узбекистане, практически невозможно быть абсолютно законопослушным гражданином. И такую ситуацию создает само государство, заставляя бизнесменов постоянно нарушать противоречащие друг другу нормы и законы. В этой ситуации очень легко шантажировать любого бизнесмена, заставлять его давать взятки, отдавать свое имущество и свой бизнес, если, не дай бог, он приглянулся кому-то из высокопоставленных лиц. А роль рейдера в этой ситуации выполняет СНБ. Поэтому не стоит удивляться, что в Узбекистане процветает наркотрафик, людской трафик, расцветает преступность, царит беспредел на границах, свободно проходит любая контрабанда.
А чтобы как-то оправдать свое существование из обычных рядовых граждан делают преступников, сажают правозащитников и журналистов, а порой и просто случайных граждан. Фабрикуют против них уголовные дела по разным статьям и докладывают Руководству о блестящей борьбе с «врагами народа». Благо тут не нужно много труда. При этом настоящие террористы и бандиты гуляют на свободе, свободно пересекают границу. Наркоторговцы почти открыто ввозят в страну наркотики. Растет число наркоманов, растет число преступлений, совершенных на почве употребления наркотиков. И неудивительно, что бандиты и террористы могут организовать любой теракт, устроить беспорядки. Ведь СНБ заниматься вопросами безопасности просто некогда. Им надо отслеживать богатых бизнесменов, следить за развитием их бизнеса, разрабатывать планы по отъему этого бизнеса в пользу высокопоставленных чиновников, своим руководителям или, за взятку, конкурентам. Им нужно тратить силы средства на аресты ни в чем не повинных людей, чтобы отобрать у них их собственность, проводить допросы, обыски, суды. А на это нужны силы и средства. Когда же им следить за безопасностью, бороться с преступностью, охранять границы. Им просто недосуг.
Дмитри Пак



Другие статьи в литературном дневнике: