Снова о терроре

Артем Ферье: литературный дневник

Мне вот порой думается: говорить глупости по поводу каждого резонансного происшествия в стране – это действительно долг публичного политика? И для журналистов это нынче долг?


Как же славно, что я – уже давно не журналист и пока всё ещё не публичный политик. Потому – могу говорить, что думаю, а не нести ахинею, от которой, наверное, угорают террористы, если смотрят российское телевидение.


Да, произошёл теракт. Погибли люди. Это печально. Когда самолёт разбивается – погибает обычно больше людей. Когда происходит автоавария – погибает обычно меньше людей. За раз. Но статистически – на дорогах за месяц гибнет больше народу, чем во всех терактах за последние двадцать лет. И от общеуголовной преступности – примерно столько же, сколько на дорогах. Вроде, это совершенно понятные соображения.


Чем отличается теракт от прочих происшествий? Тем, что произведён намеренно, по злому умыслу, а значит, возникает иллюзия, что теракт всегда можно предотвратить.


Это именно иллюзия. Ибо наш мир, увы, несовершенен. Пока ещё в нём водятся люди повышенной духовности и крепких религиозных устоев. Они искренне верят в рай после смерти, а потому, весьма логично, готовы отдать жизнь за свои идеалы. Ибо убеждены, что попадут в рай, если будут праведны. Например – если погибнут в священном джихаде, прихватив с собой побольше кяфиров. Более того, они не считают свои действия злом, поскольку верят, что и жертвы попадут в рай, если были праведны, если это невинные жертвы. А что такое прекращение жалкого земного бытия по сравнению с вечным блаженством?


Эти люди, террористы-смертники, они, в общем-то, и не злодеи. Они просто придурки с засранными мозгами. Но вот, есть такие. Общество потребления, с его конформизмом, терпимостью и приверженностью материальным благам здесь и сейчас – ещё не всех «растлило», не до всех дремучих уродов дотянулось. Хотя процесс идёт. Высокодуховные уроды это видят, они ничего не могут с этим поделать, они бесятся, скрежещут зубами и совершают свои мелкие пакости (по хорошему счёту, ведь и 9-11 – булавочный укол в бульдозерную тушу Цивилизации).


Для того, чтобы жахнуть бомбу в людном месте и грохнуть несколько десятков цивилитиков – вообще-то, не требуется ни особой изобретательности, ни героизма. Требуется только психоз на почве подсознательного ощущения, какое дерьмо твоя жизнь и какой ты лузер.


Об этом, конечно, будут говорить по телевизору. Так принято. Зритель любит громкие происшествия, даже весьма скромные по масштабам, и журналисты их любят. О «сафари» майора Евсюкова – тоже много говорили. Хотя ему, для его выходки, вообще не понадобилось ни бомб, ни подполья, ни тренировочных лагерей. Хватило – куцего ПМа и временного отвала башки.


Конечно, первые лица государства насупят сурово бровушки и расскажут, как они теперь будут ожесточённо бороться с террористами (создавая впечатление, как будто до этого они, и их службы, *** пинали).


Конечно, какой-нибудь боров из Генпрокуратуры (на сей раз Колесников, депутат нынче) предложит ввести уголовную ответственность для родственников террористов. Конечно, его замечательная инициатива никогда не будет принята (к счастью для России). А к тому, что наша Генпрокуратура – сборище спившихся толстомясых истеричек, все уже давно привыкли.


Конечно, будут крики о том, что допущена преступная халатность и виновные должны понести ответственность.
И преступная-то халатность, наверное, выявляется при каждом теракте, при каждом ЧП. Куда ж без неё-то? Но меня, честно сказать, раздражают эти вопли «Куда смотрели, почему не предотвратили?»


Во-первых, они звучат как комплимент террористам. Будто бы те впрямь что-то выдающееся совершили. А чего выдающегося-то? В любой аэропорт мира можно запросто протащить взрывчатку. Как можно протащить её и на железнодорожный вокзал, и в супермаркет, и на стадион, и в концертный зал. Даже если есть охрана и всех шмонает – это ж смертник, ему всё похуй. Достаёт ствол, валит одного-другого охранника (они не успеют среагировать), проходит и взрывается. Сами понимаете, устанавливать надёжную шлюзовую систему или держать взвод автоматчиков на входе – редко где получится. В действительности, в мире не так уж много мест, куда взрывчатку протащить проблематично.


Во-вторых же, не так страшен террор, как чрезвычайные меры борьбы с ним. Ей-богу, тот ****ец, который устраивает американская TSA в аэропортах, проводя чуть ли не ректальное обследование пассажиров, всех без разбору, - это похуже Бин Ладена. Главное же – это без толку.


Нет, конечно, с террористами надо бороться и стараться предотвращать их происки. Но тотальный полицейский контроль – это не более, чем пляски с бубном перед общественностью, якобы по её просьбам, а реально – раздражающая людей имитация бурной деятельность. Да ещё – отвлекающая ментов от настоящей их работы и выматывающая нервы всем причастным.


Не спорю, бывает, когда террорист оказался совсем уж лохом и попалился на входе куда-то, но такие случайные достижения – совершенно несоразмерны затрачиваемым усилиям. Что даёт гораздо лучшие результаты – оперативная работа и сбор информации. Но такие вещи делаются тихо и в тени.


Надо всё-таки демонстрировать народу, какие масштабные принимаются меры? И надо терпеть любое неудобство от таких мер, ибо если они хоть когда-то сработают и спасут чьи-то жизни, то дело стоит того? Ибо – человеческая жизнь бесценна?


Это всё словоблудие. А на практике – мы бы спасли очень дохера жизней, если б, скажем, конструктивно ограничили скорость автомобилей до 40 км/ч. Аварийность – почти бы до нуля упала. Но – человечество этого не делает. Оно готово мириться с тем, что на дорогах гибнут десятки тысяч людей в год, но не поступится своей свободой гонять с ветерком и экономическим эффектом от доставки грузов со скоростью хотя бы 80 км/ч (на каковой фура – уже опасна).


То же – и с терроризмом. По хорошему счёту, его приходится терпеть, как стихийное бедствие, и прилагать лишь разумные усилия к минимизации ущерба. Прекрасно при этом сознавая, что как ни горько родным и близким тех, кто погиб от теракта, но сам по себе шанс стать жертвой чьей-то дурацкой бомбы – ничтожно, ускользающе мал.


Террористам же – не следует впадать в манию величия. Об их деяниях так много говорят не потому, что боятся, а потому, что людям интересно: чего в голове должно твориться, чтобы такой хернёй заниматься? И общественный резонанс – сродни обсуждению выходки сбрендившего мента или злобного подростка, как-то особенно экзотически замучившего свою кошку. Это не ужас вызывает – а гадливость и «психиатрический» интерес.


А так – ну, напомнили ещё раз о себе, бандерлоги. Но серьёзные люди – не гордятся тем, что сумели грохнуть сколько-то десятков или сотен цивилитиков. Это, ей-богу, не подвиг Геракла. И это ничего не меняет. Особенно, того факта, что «хитроумные» организаторы сих злодейств – по-любому чмошники, потерявшиеся в этом мире. Даже Усама. Казалось бы, родился миллиардером – а довёл себя до того, что ныкается в какой-то жопе, и только имеет в жизни счастье, что дрочить на уважуху ещё более конченых недопырков. Незавидная доля.



Другие статьи в литературном дневнике: