***

Елена Куличок: литературный дневник

24 мая, вс, 2020
Муж нашел старые тетради и привез то, что нужно! Ёлы-палы, сколько там набросков и готовых рассказов, со многими из которых можно работать! А кое-что – просто драгоценность.
Но меня интересовало продолжение Двери, недопереписанное начисто. Я пришла в недоумение. Вторая половина была озаглавлена «ОКНО». Что совершенно не вписывалось в сюжет. Какое нахрен ОКНО, если это ДВЕРЬ?
Елы-палы, сколько еще тягомотной работы! Но лиха беда начало. И я начала. И поняла, что переписанная набело первая часть – это цветочки. Вторая часть – это те еще ягодки. То я боялась, что меня разорвет пополам от хохота, то рыдала над попытками выразить те реальные чувства, что я испытывала. Потому что эти попытки были ужасны. Я выла от лютой графомании, но продолжала. Причина проста – я бываю ленивой, и рассчитывала что-то вычленить, попользоваться «на халяву». ;
…….
29 мая 2020
Перепечатывала свой ранний романтический бред, и вдруг захотелось услышать НАУ – «Безымянную реку», именно её и только её, причем не один раз. И я бы слушала её и слушала, если бы не Мишка с Маринкой – им же только свое надо, я терпела, пока они свою мультики-мудьтики окучивали, а мне теперь нельзя, видите ли. Сволочи и эгоисты.
И у меня возникла альтернатива. То ли мне править то, что есть, переводя в удобоваримое русло. То ли сделать из этого стебный комикс (наподобие «Маятника») – так хотелось после каждой фразы добавить ехидных замечаний и явных напрашивающихся гадких непристойностей, либо заменить ими часть абзаца. Потому что в любом случае дочитать до конца эту жуткую сопливую конструкцию размером со страницу нереально. Настолько собственный «вдохновенный поэтический» бред достал, до тошноты.

О Маятнике
Вдруг – по следам не-скажу-какого криминального сериала решила дописать сцену из последнего «Маятника». Я, конечно, горда тем, что у меня хватило мужества сделать героев не такими тютями, а куда более крепкими орешками, способными на поступок. Но моего неумения работать с такими сценами это не отменяет. Увы и ах. Что не дано, то не дано. Десятки просмотренных криминальных сериалов не сделают меня автором детективных и криминальных историй. Всегда на первом месте останется психология персонажей и их трансформация.


Июль 2023
Взгляд из 2023 года.


Вдруг захотелось перечитать себя! Вспомнить, чем я жила многие годы.
Слушаю Димаша «Любовь уставших лебедей». Вдруг подумала, что песня трагическая, про смерть, уходит один, и вслед за ним другой, поэтому «разлуки больше нет», и еще – она очень вписывается в сюжет Маятника, она – про Виктора и Елену. Зачитываюсь своим романом, заново все переживаю. Песня про моих героев. Про мою душу. Ибо они и есть моя душа.

Продолжаю читать Маятник и поражаюсь, насколько проработаны образы, обстановка, вымышленная страна, насколько легко написано, насколько продуманно. Я бы не смогла повторить этот «подвиг». Такой глобальный текст, такой объемлющий роман, так верно развивается сюжет – именно так, как я когда-то задумывала. И что удивительно, ведь этот роман являлся мне во снах маленькими фрагментами. Причем самый первый эпизод, основополагающий и давший потом название, снился очень и очень давно, в молодости, задолго до появления компьютера с возможностью распечатки. И с той поры сюжет меня не оставлял. Появлялся регулярно в снах, намечая путь. Но тогда я не в состоянии была осуществить замысел. Не было ни житейского опыта, ни бытовой возможности – первое замужество вообще надолго выбило из колеи, второе замужество и рождение дочери аналогично. Я смогла сесть за написание, когда дочь уже пошла учиться в универ, и появился комп, исключительно для её учёбы.
… Итак. То один эпизод снился, то другой. И ведь я знала, что это элементы одной обширной, объёмной мозаичной картины. То там шашечка, то там, остальное – пустоты. И эти пустоты я должна была заполнить, нарастить на костяке «мясо». Создавая полную картину.
Так что не знаю, из моей ли головы прилетел этот первый сюжет, или из всеобъемлющей «паутины» Ноосферы, но вот оба романа-продолжения Маятника были уже из моей головы полностью, они логично вытекали из первого романа и должны были завершить эпопею: не люблю, когда многоточия, люблю ставить жирную точку.
Я осуществила все задумки. Мендес и Елена словно меняются местами. Постепенный переход – Мендес становится мягче и уязвимей, Елена – жестче и непреклонней. Он близок к раскаянию, она стремится к установке Империи. И – они оба движутся к верной гибели. Наследие Мендесов, как возмездие, передалось детям, настигло их, смяло, как и прежде, рикошетом калеча тех, кто был в их ближнем окружении, родных и близких.
В романе Маятник множество действующих лиц, и все они прописаны прекрасно, ни один не похож на другого, по сути, роман наполнен множеством отдельных историй и судеб. И каждый персонаж мне дорог. Если бы кто-то мог заинтересоваться романом как сценарием, получился бы великолепный сериал. Я сама читала запоем, и позволяла совсем небольшие поправки. Например, удаляла лишние многоточия и восклицательные знаки там, где они явно лишние – сообразно характерам и темпераменту персонажей. Оставляла лишь там, где реально очень сильны и ярки эмоции и восклицания. Текст зрительно становился четче, жёстче. Добавляла кое-где фразу-другую, кое-где удаляла лишнее, с ужасом обнаруживала описки – это после стольких-то редакций!
С трепетом приближаюсь к последним частям, к финальной развязке. Нет, я ничего не могла поделать, не могла изменить судьбу. Ведь этот финал мне тоже приснился. Да, ни добавить, ни прибавить, эта реальность сформировалась и уже существует отдельно от меня. Не знаю, нравится ли мне эта реальность… скорее, нет. Да, конечно, нет, хотя частицу себя я туда отдала, вложила, оторвав от сердца с кровью. Но меня не убыло, напротив, я наполнилась этой реальностью, я люблю своих героев, они – это мои ипостаси, каждый из них. Кто более любим, Елена или Виктор… а может быть, Бет… или Фернандес… Гера… Элеонор… или даже мстящая Майя или нелепый Буравчик… Все – мои дети.
Еще насчет наименования романа. Очень долгое время роман не имел названия, и я не знала, каким оно должно быть, не называла никак. Названия частей соответствовали содержанию. А общее, единое, объединяющее название – каково должно быть оно? «Маятник» возник поначалу как предварительное, временное, ведь не может быть книги без названия, тем более такой глобальной драмы. Потом – приросло. Мало того, «маятник» стал символом разрушающей силы (вспомним Эдгара По) и органично вошел в ткань повествования.
Хочу представить на суд читателя самую последнюю редакцию. ПС. Мои родные меня читать не хотят. Тяжело познавать - слишком много там меня. Дочь не может понять, почему мои герои почти всегда гибнут. Да и вообще считает, что никаких «подсказок оттуда» в виде снов не было это бред, все родилось в моей голове под воздействием всего, туда входящего извне, и трансформировавшегося в некий сюжет, сознание просто «подгоняло» сны к этой идее.
…………….
…..
Вторая и третья части… Заканчивая первую, в голове свербело – я давно хотела описать возвращение детей Виктора Мендеса к истокам, к его изобретению. Помню сон, который идет вразрез с сюжетом: Виктор с взрослыми сыновьями отправляется на поиски Елены, которую украли шантажисты. Ну никак не возможный поворот! Во-первых, Виктор не мог дожить до взросления сыновей, просто такова реальность – никто не позволил бы ему жить. Да и сын был один, и повторение имени «Виктор» символично. Виктор-сын мог бы окончить жизнь, как его отец. Он пережил такую нелепую смерть жены. Но он отринул зловещее предначертание и продолжил жить, пытаясь исправить грехи родителей.
Ну, а своих детей потомки Мендеса иметь не могли, не имели права: его эксперименты печально отразились на ребенке Марии и поставили крест на потомстве Виктора-младшего и Элеонор. Алва не отважилась сказать об этом мужу, и потому решилась зачать от другого мужчины, а потом поспешила обрадовать Виктора-младшего отцовством. Но обман обернулся трагедией.
Если вторая часть вполне органична, то третью удачной назвать нельзя. И во второй-то детективный замысел не слишком удался, идея заставить Виктора-младшего расследовать смерть Фернандеса была почти провальной. Хотя, как триллер книга хороша. А в третьей детективные моменты не удались вообще. А может, этого и не надо было вовсе. Психологический триллер как он есть, и оставим потуги на детектив, не нужен он тут, совсем. Эти книги из совершенно другой серии. Мой Маятник не похож ни на одну книгу из встречавшихся мне.
Моя мечта – сериал по Маятнику. Он обладает для этого всем необходимым. Короткие главы как отдельные сюжеты-серии. Множество действующих лиц. Ярко и рельефно обрисованные персонажи. Множество острых углов… то есть острых моментов. В этом фантастическом романе есть детективная составляющая, есть психологический триллер, есть хоррор, есть боевик. Есть драма. Есть трагедия. Есть мелодрама. Есть реализм.
Невозможная мечта, несбыточная.



Другие статьи в литературном дневнике: