Графоман

Женя Портер: литературный дневник

о профессиональных писателях:


А бывают еще разные жизненные ситуация. Вот, взять к примеру Михаила Булгакова. При жизни его запрещали. В 20-х 30-х годах, за 10 лет он получил около 300 разгромных критических отзывов и статей от коммунистических писак. Его травили, он испытывал затруднения в финансах, в то время как критиковавшие его издавались кипой макулатуры. Были ли они бОльшими профессионалами, чем Булгаков? Конечно были, ведь они кормились за счет своих статей и книг. Он не просто так в романе «Мастер и Маргарита» расписал всю эту литературную кормушку. Вы помните их имена? Я — нет. А Булгакова?
Профессиональный писатель — это как и профессиональный художник. Само звучание уже достаточно нелепо. Удел профессионального художника — создание логотипов, рекламных буклетов, упаковок для товаров, верстка книг и журналов, создание сайтов. Художественная работа за деньги — это отнюдь не написание картин. Профессиональный писатель — это почти то же самое. Мыслящий придаток к пишущей машинке. Что отличает профессионального писателя от простого обывателя? Почти ничего. Это прежде всего грамотность и умение переносить сюжет произведения на бумагу, умение излагать события литературным языком. На самом деле, это далеко не все умеют, но в этом нет ничего особенного. Этому можно научить. И само слово «писатель» здесь не очень подходит, скорее, упомянутое одним из форумчан слово «текстовик» характеризует профессионала более точно. Эдакий текстовый процессор. Когда профессионал занимается художественной литературой у него это зачастую происходит в ущерб сюжету, философии и стилю произведения. В угоду заработку он клепает однотипные произведения сомнительного качества, лишенные смысла и художественной ценности. Его можно понять, кушать всем хочется. Печально то, что и такая литература всегда найдет своего покупателя. А может быть, наоборот, это хорошо.


Что за зверь такой — «графоман». Это слово носит исключительно оскорбительный характер. Антипод «профессионального писателя». Обращаясь опять же к словарям обнаруживаем следующее определение: «Графомания: Болезненное пристрастие к писанию, сочинительству». Заметим, что в этом определении нет ни слова о качестве написанного. Можно ли считать А.П.Чехова графоманом? Вы знаете какой у него объем написанного? Много, на самом деле. Пристрастие на лицо. Так ведь это самое пристрастие есть у каждого писателя! Может быть все дело здесь в слове «болезненное»? Но насколько пристрастие к сочинительству является болезненным может определить только врач-психиатр. А может оно и вовсе не болезненное, а просто есть. Так же, как у человека есть тяга к прекрасному. Мы же, довольно часто, слышим это слово не от врача, а от «критиков», которые сами-то не слишком хорошо понимают, что такое «графоман», но учитывая его оскорбительное значение, стараются применять его как можно чаще. Так вот, на самом деле «графоман» это всего лишь слово-лазейка для того, кто хочет оскорбить или унизить автора. И не более. Причем, оскорбительной-то сути в нем нет, а есть лишь негативный оттенок, выработанный годами употребления этого слова в уничижительных оценках.


Подводя итоги, можно вывести финальные определения:
Писатель — творец, регулярно создающий литературные произведения независимо от оплаты своего труда.
Профессионал — ремесленник, создающий литературные произведения за деньги, под заказ.
Графоман — человек обладающий болезненным пристрастием к сочинительству. Фактически, тот же писатель, потому что степень «болезненности» не регламентирована, и ее мало кто в состоянии определить.


(подпись автора блога — Иван)


еще о графоманах: knigger.com/texts.php?bid=5834



Другие статьи в литературном дневнике: