Ф. Ницше О музыке и слове цитаты

Женя Портер: литературный дневник

1. «Во множественности языков мы видим, что слово и предмет не совпадают вполне и необходимо и что слово есть символ. Но что символизирует слово? Разумеется, только представления, будь они сознательные или, чаще, бессознательные».


2. «Какой дерзостью является попытка писать музыку для стихотворения, т. е. иллюстрировать стихотворения музыкой, и этим доставлять музыке язык понятий — какое искажение! Это похоже на то, как если бы сын захотел родить своего отца! Музыка может породить из себя образы, которые всегда будут схемой и как бы примером ее настоящего общего содержания. Но как же образ, т.е. представление, может породить из себя музыку?»


3. «Не само стихотворение, а чувство, рожденное стихотворением, порождает из себя композицию». Я с этим не согласен: чувство, то есть более сильное или более слабое возбуждение той основы удовольствия или неудовольствия, является само по себе не художественным в области творческого искусства".


4. «Возьмем для примера чувства любви, страха и надежды: музыке непосредственным образом с ними и делать нечего, настолько каждое из этих чувств полно представления. Зато эти чувства могут служить символом музыки: таковыми они и являются для лирики.»


5. «Итак, если композитор пишет музыку на лирическое стихотворение, то, как музыкант, он не возбуждается ни образами, ни языком чувств этого текста; но музыкальное возбуждение, идущее из совсем других сфер, избирает для себя тот текст песни, как аллегорическое выражение самого себя. Таким образом, о необходимой связи между песней и музыкой не может быть и речи».


6. «Лирик поет, как „поет птица“, один, из внутреннего побуждения, и умолкает, когда перед ним выступает со своими требованиями слушатель. Вот почему было бы совершенно неестественно требовать от лирика, что бы слова его песни были бы понятны, неестественно, потому что здесь требует слушатель, который не должен предъявлять никаких прав на лирическое излияние.»


7. «Об опере: Чувствуя стыд, что поэзия является лишь маскарадом, не терпящем дневного света, подобное драматическое стихотворство требует драматической музыки; и вот драматический композитор с его приверженностью к барабану и сигнальному рогу, с его страхом перед настоящей, самодовлеющей музыкой, идет навстречу убогому сочинителю подобных драм. И они глядят друг на друга и обнимаются, эти аполлоно-дионисические карикатуры, это par nobile fratrum (достойная парочка)!


Полный текст: www.nietzsche.ru/works/other/music-word/


P.S. Вот, взялся человек порассуждать на досуге о связи музыки и слова… И сразу же стало понятно, что не гоже нам ругать песенные тексты, не понимая, откуда и как они рождаются.


Но ведь не только видно из этих цитат? Авторский текст — похоже — и есть та лирика, рожденная к „музыке“, которая звучит в голове автора. И как, скажите, не услышав его музыки, можно оценивать? Критику важен идеальный „слух“ в первую очередь. Похоже, ставя звездочку, я подписываюсь лишь в собственной способности слышать. Или неспособности?



Другие статьи в литературном дневнике: