Власть и безвластие закона

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим.7:1).
Как это понимать? Закон имеет власть над человеком, пока он жив – это конечно же аллегория. Речь идёт о духовных вопросах послушания. А именно: пока я жив для греха, пока я жив для каких-то преступлений, для гнилых мыслей, закон имеет надо мной власть, и я обязан считаться с его требованиями. Если же я умираю для мира, распинаю свои плотские вожделения, я освобождаюсь от власти закона. Закон больше не для меня, «закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (1Тим.1:9-10).
Законом определяется грех: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим.7:7). Мало того: «Грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим.7:13).
«Закон мне открывает глаза, а заповедь показывает превосходство благодати пред законом, – именно превосходство, а не противоположность. Не принявши закон сделались хуже, – закон не усиливает зло, но обличает его. Если же он оказался бессилен, то повергнись пред могуществом Христа, потому что Он зло уничтожил и, вырвав с корнем, истребил. А грех это не какая-либо самостоятельная сила, но порочное действие, постоянно начинающееся и прекращающееся, не существующее прежде совершения, а после совершения опять исчезающее. По причине греха и дан был закон; а закон никогда не дается для истребления чего-либо, но для исправления произвольного худого действия» (Свт. Иоанн Златоуст).



Другие статьи в литературном дневнике: