Обличить или заступиться?

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Иов в полном отчаянии и в последней надежде обращается к Богу, с которым затеял тяжбу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов.17:3)
В чём же человеческая правда и человеческий суд? Обвинить уже уничижённого, обвинить только потому, что его «оставил» Бог? Выслужиться перед Богом, прикинуться праведным, самочинно принимая на себя роль адвоката святости?
В этом – страшное заблуждение. Хотя бы потому, что Богом «оставленные» чаще всего на тебя и оставлены, чтобы ты мог им явить Бога.
Чаще всего человеки, и христиане не исключение, являют парадокс, становясь на сторону тех, кто в защите не нуждается, и весьма редко поддерживают осуждаемых, гонимых, слабых. Отстаивая интересы более сильного, люди сами надеются на его защиту. Не потому ли мы всегда примыкаем к большинству? И не в этом ли признак нашей слабости? Разве Богом или Духом не дается сила для помощи слабым? Разве не сильные должны сносить немощи бессильных? «…и неблагообразные ли наши (члены тела) более благовидно покрываются»?
Люди встают на защиту своих «незыблемых истин», преклоняются только перед авторитетами, говорят то, что от них требует большинство. В то время как там, где их голос и помощь крайне необходимы, предпочитают отмолчаться, боясь подпортить свою репутацию. Даже в религии есть свои тёплые местечки: «седалище Моисеево», законничество, фарисейство. Оказавшись в «правильном русле» ортодоксальной догматики, верующий не замечает, как становится не заступником людей, а обвинителем. Становится непонятным, как же Христос «за преступников сделался Ходатаем», т.е. Заступником? Он водился с низшими из общества, с людьми презренными и явно Его недостойными – разве это не прямой подрыв Своей репутации? Он не обвинил даже распутницу, а заявил всем готовым побить её камнями: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень. Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних».
Но нам даже Христа пример – не наука. Нам если рисковать, подвизаться, заступаться – так за достойных! Если страдать – то прямо за Бога, не за людей же! В крайнем случае, за благодетеля или праведника! А заступаться за грешного? Разве от этого не станешь грешным сам? В нашем понимании защита виновного есть признак соучастия, и от заступничества самому можно стать презренным и недостойным «достойных» … Но, слава Богу, «мудрость мира сего есть безумие пред Богом»!
Христос не становится поручителем за поведение обратившегося грешника, – отнюдь. Он не гарантирует этого и не закладывает Себя за человека, не вверяет Себя в руки человеческие. Он ходатайствует всякий раз, когда в этом возникает необходимость!
Обличать и тем более судить – это компетенция Бога, и Он явно порицает того, кто за это берётся. Значит, высокой оценки в глазах Бога заслуживает миссия заступника. Заступиться не значит оправдать поступок, это значит НЕ ОТВЕРГНУТЬ человека НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ! Ни одного человека не изменил факт его вины, но только «любовь покрывает множество грехов» и через это пробуждает в человеке скрытые силы, позволяющие оправдать оказанное доверие. Имеется масса свидетельств о самых невероятных преобразованиях в ответ на любовь и уважение в судьбах людей, имевших самые низменные пороки.



Другие статьи в литературном дневнике: