О ЛЖИ РАДИ БОГА

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

В книге Иова есть такой текст: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться»? Иов обличает друзей в том, что они говорят неправду в защиту Бога. Что их к тому вынуждает? «Всякая неправда есть грех», и можно ли оправдать ложь во имя Бога? Часто и христиане обманывают, и делают это как будто бы в ИНТЕРЕСАХ БОГА! Лгут с «благой» якобы целью, чтобы усилить какое-то правило, авторитетное мнение. Лгут с «заботой об истине», «спасая» репутацию Бога и церкви. Объявляют себя «правоверными», всех прочих – еретиками.
Но речь-то идёт о Боге, об истине! Неужели же правда Евангельская сама по себе не самодостаточна, не убедительна? Местами она нелицеприятна, и страшась этой правды, её «причёсывают», «спасают» её имидж даже неправдами. Зачем?
Вернёмся к Иову. Его друзья сидят на безопасном расстоянии от прокажённого. Они разбирают его слова и поочередно произносят изысканные речи, стараясь показать его неправоту. Им бы направить все свои старания на его защиту, пожалеть бы его душу, еле теплящуюся в измождённом теле! Вспомнить былые благие лета, сказать спасибо человеку, которым не так давно гордился весь народ. Теперь же он, поражённый и почти уничтоженный, препирается с Создателем! Усилиями ума узел развязать не получается. Согласиться с Иовом в его правоте – значит обвинить Бога, а Бог всегда прав! К чему такой риск – стать на сторону человека в состязании с Богом? Однако, есть ли право лукавить «ради Бога»? Может, Он искушает нас, проверяя на честность? Иначе почему уверенный в своей праведности Иов так жестоко наказан?
Затрудняясь ответить на эти вопросы, по пути наименьшего сопротивления мы обвиняем человека. Друзья Иова и не искали в себе силы вступиться за него, за что и были обличены. Невозможно одновременно выступать в роли защитника обвиняемого и быть его обвинителем. «Дело» Иова рассматривалось его друзьями не с позиции адвокатов, а с точки зрения обвинителей. И их доводы в защиту Бога казались неверными – они явно перестарались в пользу мнимой святости. Добрые дела – они для оправдания себя, а Бог испытывает веру человека, и по вере его оценивает.



Другие статьи в литературном дневнике: