Стезя к богу посередине

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Эти две модели следования – букве или Духу – не только разделяют людей на категории, но разделение это проникает в душу каждого человека в отдельности, тем самым вызывая в нем состояние двойственности. Чему отдать предпочтение?
В соблюдении буквы закона есть какая-то ясность, что от человека требуется. Это неизменные вовеки заповеди, для всех одинаковые, заповеди с гарантиями и многочисленными доказательствами их практичности в истории.
Дух же – непредсказуем, никому не подвластен и не подотчетен, кроме Самого Творца. В отличие от кодекса правил, это Столп Огненный, который начинает двигаться в любое время суток и в любом направлении, вне каких-либо предсказуемых закономерностей и тем более наших желаний. Он не оставляет места не только объяснениям, но даже вопросам. Не по-нашему все это. А не по-нашему, потому что по-Божьему. Если же по-Божьему, если во благо для меня, – то всё равно во мне зреет недовольство. Я унижен отсутствием прав. И это перед Кем же? Перед Богом! Это и есть скрытое богоборчество. Вот здесь-то мы в своей немощи и предпочли избрать букву, а не Дух.
Страшась воли Божией, неизвестной для меня, я прячусь в раковину заповедей и традиций, и хочу в ней успокоения, спасения от бурь и невзгод. Такое спасение в резервации доказывает ничто иное, как наличие страха и недоверие водительству Духом Божьим. Что же остаётся в таком случае? Только традиции, предания церкви! Однако в крепость традиций мы убегаем не столько от мира, как от Бога и Его воли. Именно Его суверенное господство вселяет наибольший страх.
А стезя, ведущая к Господу, – между ними: следуя призывам Духа, я не освобождаюсь от ответственности перед буквой закона, – напротив, влечения Духа зовут меня значительно дальше определяемого традицией.



Другие статьи в литературном дневнике: