Душа народа и христианская вера

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Для мирского понимания с его «здравым смыслом» приход Христа от яслей, от столярной мастерской совершенно не способствовал Его Небесной миссии, даже наоборот... «… братья Его не веровали в Него»… «…не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сошёл с небес?». Однако и такое происхождение не помешало Ему войти в круг избранных избранного народа (неспроста, а по высшему замыслу избранного). «Бог послал Сына Своего , Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных».
У каждого народа свои святыни, его определяющие. Это душа народа, невозможно взойти к его сердцу и разуму, не уважая этих святынь. Апостол Павел, прежде чем войти в ареопаг и говорить с греками, обошёл их святыни. «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано ;неведомому Богу;. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян.17:23). Если бы не это, они бы Павла не приняли и не слушали бы. Павел отыскал точку соприкосновения, где в равной мере встречались языческая и христианская святыни, не унижая и не ущемляя одна другой. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор.9:20-23). Даже святой апостол не критиковал языческие святыни. Он нёс новое послание, радикальное. Это – не хитроумный ход ради пропаганды веры, недостойный ни Павла, ни пославшего его Христа. Спаситель умирал за людей, а не за Бога. Жизнь и даже смерть только во имя Бога безрезультатны, если не направлены во благо людям. И возможно, и нужно одновременно быть как все люди, во всех их культурных особенностях, и при этом не предавать и не унижать Христа, Которому подзаконен.



Другие статьи в литературном дневнике: