О пользе жажды и неудовлетворённости

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6).
Знаменитый скульптор, ярчайший мастер академического классицизма Торвальдсен очень долго работал над статуей Христа, и когда он её окончил, им овладела глубокая грусть. Он так описал своё состояние: «Я первый раз в жизни удовлетворён моим произведением; до сих пор моя мечта далеко превышала всё то, что я мог исполнить, теперь же, когда мне кажется, что я достиг высшего идеала, мне больше нечего ожидать, не к чему стремиться». Торвальдсен как будто сразу ослабел и потерял интерес к дальнейшему творчеству.
Можно не согласиться с верностью высказывания художника о достижимости того идеала, который представляет облик Спасителя. Но суть в том, что если бы наши потребности и устремления могли быть здесь, на бренной земле, чем-либо навсегда удовлетворены, то для нас это означало бы прекращение какого-либо духовного роста души. Закон восполнения недостатка действует в любой жизни. Голод есть признак здоровья в живом организме, жажда познания есть признак и условие развития умственных способностей. Если нет этой жажды, наступает застой. В духовной жизни особенно – голод и жажда с недовольством собой доказывают стремление к высшему идеалу. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» – блаженны неудовлетворённые, блаженны духовно ненасытные, желающие всё большей любви, вечно стремящиеся к более высокому состоянию. Эта сильная духовная жажда, пламенное желание и неудержимое стремление к более близкому, полному и совершенному общению с Богом, есть признак здоровой духовной жизни, есть явление пробудившейся, возрождённой души. В этой тоске по иной жизни, по всестороннему совершенству, в неутомимом стремлении к Творцу кроется и идеал, и потенциал христианского духа.
Божий источник изобилия преисполнен, но не вмещает его маленькая и слабая человеческая душа. И только если обращается к нему с сильной жаждой, он наполняет и услаждает её, и этим вызывает в ней всё большее желание им и только им наполниться. Наполняя душу, он её расширяет и переполняет так, что благодать становится ощутимой, и простирается на других.



Другие статьи в литературном дневнике: