Где много воруют

Алишер Таксанов: литературный дневник

Коррупция в системе образования и медицины - это следствие недофинансирование отраслей или неэффективного перераспределения ресурсов в этих отраслях. Иначе говоря, до больниц и школ доходят крохи, недостаточные для нормального (минимального) функционирования учреждения, и поэтому сотрудники (учителя, врачи и медперсонал) вынуждены "взимать" средства у учеников/студентов или пациентов. Хищения происходят на среднем или высшем уровнях, там, где принимаются решения, как пользоваться бюджетными средствами. Именно там формируется коррупционная среда.
Но коррупция в слаборазвитых странах, к которым можно спокойно отнести Узбекистан, проявляется в системе управления - в министерствах, ведомствах, региональных администрациях, а также в контролирующих структурах. Было заявлено, что у экс-генпрокурора Рашитжана Кадырова обнаружили $500 млн., и теперь скажите, сколько учителю физики или медсестре нужно брать взяток, чтобы достигнуть "прокурорского уровня"? Копните любого прокурора или начальника УВД, главу таможенного поста - всплывут нехилые суммы, появление которых вряд ли вы получите внятное объяснение. Прокуратура, МВД, СНБ, налоговая, таможня - самые коррумпированные структуры Узбекистана, которые просто паразитируют на национальной экономике, поскольку имеют неограниченное влияние на бизенес-среду и бюджетное распределение. Не отстают от них "гражданские" органы проверки - по энергетике, газу, лицензиям, кадастру.
Второй уровень - это хозяйствующие государственные компании, монополизировавшие ресурсы и услуги, такие как "Узбекнефтегаз" и его подразделения, "Узбекистон темир йуллари" и "Хавошка", "Энергосбыт". Именно там монопольное положение позволяет навязывать жителям свои тарифы, обманывать с расчетами, невыполнять свои обязательства. Решение проблем там проходит только через коррупционные сделки между гражданами и субъектами хозяйствования, и они носят массовый повседневеный характер, и там объемы превышают то, что украли врачи с учителями! Важно отметить, что структуры, работающие с природными ресурсами (нефть, газ, вода), принадлежащими всему народу, чаще всего засекречивают объемы производства или свои сделки, чтобы завышать тарифы и цены для внутреннего потребителя.
Третий уровень - это министерства и ведомства, хокимияты, которые делают госзаказ и распределяют бюджетные средства нижестоящим структурам. Закрытые тендеры, нетранспарентные кадастровые решения, откаты от закупок, продажа земли и зданий - вот настоящий Колондайк для коррупционеров.
Банки и финансовая система, строительство и водопользование - вот это тоже то, где государственные решения имеют нелегитимные увязки с бизнесом, где теневая маржа превышает попрой 100%. Водохранилище Сардоба - вот вам ясное и прямое доказательство хищений на миллионы долларов. А строительство Ташкентского Дворца Международных форумов - это еще один пример того, как неэффективно используются государственные активы.
В Узбекистане в годы Ислама Каримова произошло скрещивание и сливание криминала с чиновниками, образовав государственную ОПГ. Имена многих "авторитетов", которые дружат с высокопоставленными чиновниками, всем известны.
Акмаль Бурханов, глава Антикоррупционного агентства, конечно, только начал работу и быстрого результата ждать трудно. Но ему следовало бы уяснить, что контроль за чиновниками начинается с обязательной декларации ими не только доходов, но и расходов, принятия управленческих решений по бюджетам, наличию имущества и бизнеса у родственников за рубежом и пояснения образования первоначального и последующего капитала, то есть полная транспарентность. Откровенно говоря, это "расстрельная" должность, так как коррупционеры - могущественные люди, они фактически контролируют не только экономику и политиков, но и правокарательные органы, и в этом деле даже президент ему не защита. Туда нужно идти только отчаянным и бесстрашным людям.
А быть клоуном - это и в цирке можно...



Другие статьи в литературном дневнике: