Ничего не останется моим потомкам...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня, когда я уставший, вернулся с работы, то обнаружил в почтовом ящике письмо от... консульского отдела Российской Федерации. Моему изумлению не было предела, и я мучил себя вопросами, чем я заинтересовал российское дипломатическое ведомство (типа, не натворил ли я там каких-то дел?), пока не открыл уже дома конверт. Это был ответ на запрос, который я отправил 29 мая 2015 года в Отдел наград Центральногог архива Министерства обороны РФ. В своем письме я просил сведения о наградах и поощрениях моего деда Хайдара Джураева, рядового, скончавшегося от ран 10 октября 1943 года. Он служил в 93-й Миргородской стрелковой дивизии, в 107 саперном батальоне, принимал участие в боях в Черкасской области осенью 1943 года. Похоронен в селе Ляплево (бывшее хозяйство Германово), Полтавская область, Каневский район, Украина.
Я полагал, что мой дед воевал, ибо саперы не сидят в штабах среди бумаг и не кашеварят, пока солдаты идут в атаку, судя по медицинскому заключению, он получил смертельные ранения в бою, и такое не могло пройти мимо командира, который мог представить его к награде. А поскольку воевал он не первый год, то, вероятнее всего, были у него какие-то награждения (медали, ордена, грамоты), как и полагается фронтовику. И я вместе с сестрами полагали, что как потомки имеем право не только на официальные бумаги на деда, но и на копии его наград (возможно, оргиналы были утеряны).
73 года мы ничего не знали о деде. Моя мама Турсуной Таксанова (Джураева) умерла в 2006 году, так и не узнав, где похоронен ее отец. Моя бабушка Галия Джураева умерла в Навои в 1992 году, так и не узнав, как погиб ее муж. И мои родители ошибочно полагали, что дед захоронен где-то под Сталинградом... И лишь случайность позволила нам найти информацию о деде. И что же я получил в письме от 20 октября 2015 года за № 527/к от российского консульства?
Меня послали на те же интернет-ресурсы, мол, там все написано. То есть не официальные бумаги мне предлагают, а всего лишь электронную запись на сайтах "Память народа" и "Подвиг народа", где, кстати, я уже шарил в поисках информации о деде. А если и есть награды, то скопируйте ордена с поиковика "Яндекс" и распечатайте на цветном принтере. Иначе говоря, Центральный архив дает сведения лишь в случае моего какого-то пенсионного обеспечения, получения льгот и компенсаций, хотя ни того, ни другого мне и моим сестрам не полагается, да и не нужно нам, проживающим в Европе. Нам нужно все, что связано с подвигом нашего деда, но именно на это мы не вправе расчитывать.
Не это... не это ждал я от России. Я не знаю, что скажу своим детям об их прадеде, которого мы видим только на двух фотографиях. Покажу им эту отписульку или придумаю сам, как поднимался с друзьями в атаку Хайдар Джураев и был сражен фашистской пулей или взрывом снаряда? Или им показал бы документы и медали, доказывающие, что их предок оставался верным Отчизне солдатом, не трусил, не предал и погиб с честью?
Мне кажется, что понятие чести у россиян тихо размывается. Бюрократам чуждо понятие совести и сопричастия к делам других, но ведь они - не вся еще Россия! Неужели так и останутся в пыльных архивах документы, которые безразличны для сотрудников этого отдела, но которые составляют часть моей семейной истории?
А семейная история - это часть жизни меня, моих детей и будущих потомков, которым, увы, мне нечего будет передать.



Другие статьи в литературном дневнике: