У нас больше точек для мира, чем конфликта

Алишер Таксанов: литературный дневник

Получил письмо от таджикского коллеги-журналиста. Он пишет: " Решил вновь побеспокоить Вас своей просьбой и поразмышлять над судьбой таджикско - узбекских отношений. Мы хотим посвятить этой теме материал в свете последних заявлений и обращений политиков, как в Душанбе, так и в Ташкенте. Сначала глава МИД РТ Хамрохон Зарифи предложил Ташкенту отменить визовый режим, действующий с 2000 года. И на этой неделе Каримов сделал реверанс в сторону соседей, предложив жить мирно и решать все проблемы совместно без посредников. Подчеркнув, что все проблемы могут быть урегулированы".
И коллега ставит вопросы мне:
"1. Каковы реальные шансы на улучшение отношений между Душанбе и Ташкентом?
2. Являются ли последние заявления руководителей "пустышками" или за ними все же могут последовать реальные шаги по нормализации?
3. Что необходимо сделать в первую очередь?
4. Чем чревато для обеих стран продолжение противостояния и кому оно выгодно?"


С удовольствием ответил на вопросы, и их привожу на своей странице:
"1. В течение двадцати лет не наблюдался процесс потепления отношений между Узбекистаном и Таджикистаном. Если в первые годы Ташкент боялся втягивания в внутритаджикский конфликт 1990-х годов и поэтому занимал настороженную позицию к соседу, ограничивал торговлю, передвижение людей и финансов, то потом это вошло в практику постоянной внешней политики. Фактически, давление в различных направлениях с целью получения уступок стало дипломатическим инструментом для Ташкента. Это касается по спектру многих отношений: транзитные перевозки, военное сотрудничество с третьими странами, отношение к Афганистану, воздушное сообщение, минирование границы, визы, проблемы перехода через КПП и т.д. Впрочем, так узбекское правительство поступало по отношению и к другим государствам, поэтому нельзя сказать, что Узбекистан находится в благоприятной добрососедской зоне.
За все это время было подписано немало соглашений между Узбекистаном и Таджикистаном, но реализованы далеко не все, многие так и остались пожеланиями. Нет ретрансляции телепередач, не открыты авиалинии, до сих пор функционирует визовой режим, хотя выгоды нет никому. Скорее всего, современные отношения двух стран в тупике, и туда завели наши правители, которые мыслят только старыми принципами и не осознают, что время амбиций и личной неприязни давно прошло, сейчас требуются иные подходы. Иначе говоря, пока у руля власти прежние чиновники, не следует ожидать разительных перемен.


2. Заявления носят всегда декларативный характер с двух сторон. Встречаются главы государств и правительств, а что дальше? Где результаты? Разве налажена приграничная торговля? Отрегулированы вопросы транзита железнодорожных и автомобильных грузов и пассажиров? Непрозрачны все стадии экономического сотрудничества. А ведь за три-четыре года можно было все решить, и выгоду получили бы все стороны. Реальные шаги могут сделать новые лидеры, не обремененные прошлыми обидами и стремящими найти выход из ситуации, готовые преодолевать личные эмоции ради благополучия своих народов.


3. В первую очередь пора прекратить подковерные игры и борьбу и выработать совместную стратегию экономического и политического сотрудничества. Честно сказать, чего мы хотим друг от друга и что мы можем сделать для этого. Хотим достижения нормальных водно-энергетических отношений? - давайте найдем точки соприкосновения. Нам нужна вода, вам - энергия. Может, начнем инвестировать проекты, от которых выгода всем? Это лучше, чем обвинять друг друга и ждать, что кто-то уступит. Понятное дело, что не уступим, ибо загнали друг друга в углы. Патовая ситуация. Мат необходимо ставить не сопернику - ситуации, и видеть в противоположной стороне партнера и друга.


4. Противостояние никому не выгодно - ни узбекам, ни таджикам, ни другим соседям по Центральной Азии. Мы можем развивать эффективные трансконтинентальные линии и получать хорошие дивиденды от обслуживания перевозок. Мы можем строить заводы и фабрики и обеспечить регион товарами, услугами и доходами. Поднять уровень жизни, причем не за счет гастарбайтеров, и использования внутренних ресурсов. Нерешенность проблем - это трудовая миграция, безработица дома, высокие социальные издержки, а значит, почва для экстремизма и конфликта.
То есть страны имеют больше точек соприкосновения для сотрудничества, чем для конфликта. Нам не уйти друг от друга - мы соседи, и значит, должны сосуществовать мирно. И лишь тогда мир и благоденствие придет в наши дома".



Другие статьи в литературном дневнике: