Путь к сердцу ребёнка

Артем Ферье: литературный дневник

Я никогда не скрывал, что наш любимый метод борьбы с каким бы то ни было нежелательным поведением – это провокации.
Я знаю, что у многих людей при слове «провокация» инстинктивно морщится нос, но что поделать: спецслужба – на то и «спец», что и этику имеет особенную. Один из принципов коей гласит: лучше человеку попасть под дружественную провокацию и сделать выводы, чем – угодить под враждебную и натворить глупостей, не имея опыта.


Поэтому все новые сотрудники так или иначе проверяются через ложную вербовку якобы сторонней силой. Это очень увлекательное и полезное бывает приключение. Хотя, в какой-то мере, оно лишает веры в человечество. То бишь, после этого парень, когда к нему подходят какие-то незнакомые дяди в погонах и предлагают поработать на них в ущерб Корпорации, - априори склонен думать, что это ещё одна проверка.


Не исключение – и мои невольнички с Калужской плантации. Те из них, кто находится там довольно давно (год и больше) и проявил себя так, что вызывает интерес в плане уже добровольного сотрудничества.


Когда они бывают в увольнении в райцентре (обычно, разбредаются группами по три-пять человек, не больше), их винтят на улице «менты» и отвозят в неустановленное место. Где солидный дядечка объясняет, что он генерал юстиции, что он представляет СКР, что у них заведено дело на подполковника ФСБ Артёма Свинцова (то есть, на меня), что доказательств моей преступной деятельности и так выше крыши, и что сяду я гарантированно, поэтому конкретно их (невольничков) показания не так уж важны, но, имея сочувствие к возрасту и трудной судьбе, следствие даёт всё-таки этим несчастным жертвам моего беспредела возможность изложить свою историю, присовокупив новые эпизоды к кондуиту моих грехов. А не то, - дядечка хмурит брови, - можно ведь пойти и за соучастие в банде Свинцова, прицепом, если они будут настаивать, что оказались там совершенно добровольно.


Впоследствии, рассказывая мне о таких беседах и демонстрируя записи, мои коллеги часто выражают удивление: «Тём, ты что с ними делаешь, что так приручил? Мы ведь конкретно пугаем – и хоть бы один тебя «сдал». Хоть бы какие реальные факты раскрыл. Сначала дурочку включают, типа, ничего не знаю про криминальную деятельность, при мне ничего такого не было, а потом прикидываются, что готовы к сотрудничеству, но действуют по твоей инструкции, выводят на «прожектор».


Да, «прожектор» - это наш сленг. Точка засветки. То есть, любой сотрудник, именно на случай попадания «в плен», имеет некий заранее спланированный способ уведомить нас об этом и вывести на своих обидчиков. Скажем, называет номер мобильного телефона, по которому поддерживается оперативная связь. И когда кто-то пытается разработать этот телефон, - мы об этом тут же узнаём.


Ну или – выводит на «тайник», который держится под постоянным наблюдением. И при этом расположен так, что практически исключено его случайное обнаружение какими-нибудь грибниками или собачниками, но если кто-то проявляет интерес – мы тут же берём этих любопытных в оборот.


Да много вариантов такой «тревожной сигнализации». Ну и вот все мои питомцы – используют эти варианты, чтобы «маякнуть» мне и моим друзьям. Искренне сотрудничать со следствием с целью моей посадки – никто не желает. Хотя, казалось бы, что они хорошего от меня видели? Каторжный рабский труд, всяческое ущемление свободы, тумаки да розги.


Вот коллеги и недоумевают: «Они у тебя все мазохисты, или ты их так закошмарил, что тебя они пуще всякого СКР боятся?»


В действительности – ни то, ни другое.
С одной стороны, конечно, за время нахождения в рабстве у меня – они получают некоторое представление о моём статусе и возможностях. Они не знают ничего (или почти ничего) о Корпорации, об Ауэрзе, для них мы действительно фэбэсы, но если парень не совсем дебил (а конченых дебилов я к себе в принципе не беру) – он понимает, что меня далеко не так просто сожрать «по закону», будь ты СКР или Святейшая Инквизиция.


Однако ж, дело не в том, что я такой страшный. Не только. Их отношение ко мне и к моим гвардейцам, охранникам плантации, - через год уже представляет собой нечто большее, чем страх. Вернее всего его можно обозначить словом «доверие».


Почему? Да потому, что я никому не пудрю мозги, и всегда готов расставить точки над «и».


Изначально они поступают к нам на плантацию потому, что выбрали такой вариант, когда иная альтернатива – колония. Когда пацан наворотил каких-то криминальных глупостей, но у него и у его родни нет бабла, чтоб откупиться от следствия.


То, что ему предлагает государство – называется «исправлением» и «воспитанием». Но у него (как и у меня) – оскомина от этих слов. Они представляются крайне унизительными и оскорбительными. Нет, в моём мире – всё проще. Ты, по натуре своей, – можешь быть кем угодно. И никто, кроме родителей в детстве, не имеет права тебя «воспитывать» и «исправлять». Но если ты ведёшь себя так, что причиняешь вред другим людям, - вполне резонно, что тебе предъявляется счёт за твои косяки, и ты должен его оплатить.


Если тебе платить сейчас нечем – заплачу я. А ты – отработаешь долг передо мной. На моих условиях и под моим контролем. Поскольку я вкладываю в тебя бабки – и не хочу, чтобы при очередном твоём криминальном приключении тебе оторвали голову. Я хочу обезопасить свои инвестиции. Поэтому, извини, друг, но жить ты будешь в моём лагере, и наружу выходить – когда Я тебе разрешу. А будешь проблемы создавать – огребёшь п.здюлей. Не в воспитательных целях, боже упаси. А просто в качестве намёка, что мы тобой недовольны. Внутри – ты можешь оставаться самим собой, сколько угодно. Но вот за наружными проявлениями своей личности – изволь следить.


Конечно, когда над этими буйными головами висит неиллюзорный срок в колонии, - они с лёгкостью соглашаются на эти условия. Иногда – даже и те, кому светит условный срок, тоже соглашаются, чтобы не портить себе биографию (поскольку я гарантирую, что любые упоминания об их деле будут уничтожены наглухо). Ну и как бонус – освобождение от воинской повинности.


Большинство – вполне мирятся с тяготами своего быта и тогда, когда сталкиваются с ними in person.
Да, порядки у нас довольно жёсткие. Первые три месяца – никаких увольнений (потом, до полугода – допускаются в исключительных случаях). И никакого бухалова на территории лагеря («сеньоры», конечно, прекрасным образом протаскивают выпивку, но и им приходится бухать очень аккуратно, чтобы не попалиться; и на мой взгляд – лучше учиться пить в меру и контролировать себя, чем не пить вовсе). И пышным цветом кудрявится «дедовщина».


Причём не просто существует – а навязывается официально. То есть, за «сеньорами» (больше года), показавшими себя наиболее толковыми и пользующимися авторитетом, официально закрепляется по одному (редко – два) новичка, которых те должны ввести в курс, используя методы дрессировки по своему усмотрению (но без фанатизма, иначе отстранят и передадут салагу другому сеньору, а для последних – это большая привилегия и честь, иметь подопечного). Впрочем, если использовать не ужасное слово «дедовщина», а сделать отсылку к системе “fag&master”, бытовавшей в британских частных школах в период их расцвета, - всё выглядит, конечно, не так ужасно.


И сам этот факт, что тинейджеры сами друг друга дрессирует – он, разумеется, очень облегчает жизнь администрации и охране. Но в некоторых случаях – приходится, конечно, и охране вмешаться, подкорректировать поведение. И я не скрываю ни от кого изначально, что приоритетная форма воздействия – физическое наказание (именно – порка розгами).


Вернее, даже так. Если кто накосячил – ему предлагается на выбор. Скажем, лишение доступа к компу на неделю – или розги. Но новичок очень быстро убеждается, что если выбирать лишение доступа, – на него будут смотреть, как на чмо. Да и сам он изначально расположен больше к тому, чтобы по-быстрому перетерпеть боль, нежели подвергаться действительно унизительному недельному ограничению.


Более того: любой новичок и провоцирует охрану на применение физического воздействия в первую же неделю. Мы не навязывали этой традиции, но она возникла сама собой. Типа, если ты реальный пацан – обматери охрану, выказав явное неуважение, получи за это тридцать розог, покажи, что не зассал, что на тебя полагаться можно. Очень мило и трогательно. Испытание в лучших спартанских традициях (хотя, повторю, им этого никто не навязывал). И гвардейцы – относятся с пониманием. Не обижаются, когда какое-то малолетко на ровном месте их обкладывает в три этажа. Вполне добродушно раскладывают и порют (но, конечно, так, чтобы это не было профанацией).


В целом, если не навязывать предрассудков о какой-то особой унизительности и недопустимости телесных наказаний – сами пацаны к ним нормально относятся. Да, больно. Но, во-первых, быстро, а во-вторых – есть возможность козырнуть перед братвой своей стойкостью.


Бывает, правда, что попадаются личности именно с предрассудками. И начинают качать права, что это всё незаконно, что они не потерпят такого обхождения, что у них есть права.


И тогда или мне, или коменданту Ване приходится сказать: «У тебя есть выбор. Можешь – отказаться от контракта. Но тогда твоё дело возобновится, материалы пойдут в суд – и будешь в колонии доказывать, какие у тебя права. Но есть и другой выбор. Если ты реально такой резкий и гордый пацан, готовый героически противостоять своим поработителям – у тебя есть такой шанс. У тебя даже есть шанс загасить одного из твоих мучителей. И тебе за это ничего не будет. Вернее, будет. Итак, ты берёшь нож, нормальный, боевой, и выходишь один на один. Если выведешь из строя одного из наших бойцов, - получишь не только свободу и прощение долга, но ещё полмиллиона рублей сверху».


Правда, поскольку зарезать человека настоящим ножом для неофитов трудно психологически, - мы, по их просьбе, смягчаем условия. Не порезать боевым ножом – а оставить следы в жизненно важных областях тренировочным макетом с красящей кромкой. Это кажется совсем несложным. Собственно, коснёшься маркером живота безоружного оппонента – и, считай, уже победил. И свободу вернул, и полляма сверху. На это – охотно соглашаются.


Ну и в целом, я – всегда предостерегаю от попыток отбора ножа и захвата ножевой руки в стычках с оппонентом, чей уровень неизвестен. Имея практический опыт работы против ножа (начиная с шестнадцати лет), я утверждаю, что это самоубийство – пытаться отобрать ножик, когда противник примерно равен тебе по реакции и «резкости». И в реальных драках с серьёзными оппонентами – я никогда этого не делал, не пытался заломить ножевую руку (и никому не советую). Да и зачем? Гораздо проще – швырнуть в лицо горсть мелочи или связку ключей из кармана и, воспользовавшись секундным замешательством, провести атаку так, как если бы ножа у него вовсе не было. Ей-богу, наличие ножика – не делает прочнее его черепушку.


Но по отношению к борзому подростку, на котором ещё рассчитываешь поживиться, эксплуатируя его труд, – это может быть нецелесообразно, выбивать ему коленку или вырубать ударом в голову, причиняя либо тяжёлое сотрясение, либо и вовсе вдавленную травму черепа.


Поэтому, когда всё-таки очень хочется избавить противника от ножа гуманным манером (и когда уверен, что его реакция и опыт существенно ниже)– есть один довольно простой, но эффективный способ.


Для начала – проводим обманную атаку (она по-любому необходима, когда имеешь дело с ножом). Имитируем удар правой ногой в его колено или голень (предполагая, что он и нож держит в правой руке).


Он инстинктивно рыпается со своим инструментом к вашей ноге, норовя её подрезать. И в этот момент – нужно поймать его ножевую руку.


Сразу скажу, хватать за предплечье – это очень опасно. Если чел хоть немного грамотный – он тут же пришибёт вашу кисть вторым предплечьем, как между молотом и наковальней, и возьмёт в замок на излом.


Вместо этого – хватать нужно за запястье. И определённым образом. Этаким «нахлёстом» левой руки снаружи. Большой палец смотрит вверх, прочие - врастопырку. Ваша задача – взять его запястье в «клещи» из двух пальцев. Большой, - и даже не указательный, а средний, при типичных габаритах, чтобы пальцы надёжно обжали запястье с внутренней стороны, своеобразным «гвоздодёром».


Получив такой упор – давим основанием ладони на тыльную сторону его кисти перед костяшками, «выкорчёвываем» её внутрь.
Попробуйте подогнуть свою кисть внутрь хотя бы под прямым углом. Чувствуете, как ведут себя пальцы? Они отказываются держать хватку. Кисть сама собой роняет нож. Ну а угол острее прямого – образует уже ощутимое болевое воздействие, чем дальше можно воспользоваться как угодно, управляя всей его тушкой.


Собственно, если хорошо хлестнуть ладонью по костяшкам оппонента, загнув его кисть вовнутрь, – этого самого по себе часто бывает достаточно, чтобы выбить нож. Но с пальцевым захватом – интереснее. И из него не так просто вырваться, как из захвата предплечья (там-то высвобождение делается скручивающим надавливанием на большой палец, чему и физически очень сильный человек противостоять хрен сможет).


И этот приём, при всей своей простоте, - оказывает большое моральное воздействие. Что вот так легко, одной левой, тебя на коленочки ставят, подламывая кисть вроде бы вовсе без усилий (хотя некоторая крепость пальцев – разумеется, нужна). Ну и ещё немножко оппонент покочевряжиться, конечно, может – но без толку. Это очень легко, парировать любые его контратаки, управляя рукой с подломленной кистью.


После чего ему объявляется: «Знаешь, у тебя безусловно есть права, но в нашем мире права и свободы одного благородного дона кончаются там, где начинается клинок другого благородного дона. А твой, по ходу, нигде не начинается. Он на земле лежит. Поэтому, родной, вдень цак – и не выпендривайся!»


И несмотря на всю подростковую истеричность, - такая демонстрация заставляет его смириться со своим положением. Заставляет поверить, что это самое разумное. Потому что эти люди – они круты не потому, что у них чекистские ксивы и автоматы, а потому – что круты. И у них есть, чему поучиться. Претерпевая некоторый дискомфорт.


Дальше – отношения выстраиваются вполне дружеские, уважительные. Он не чувствует себя «запрессованным» по беспределу. Он чувствует, напротив, что с ним вполне уважительно обошлись. Уделили внимание его заявке на экстраординарную крутизну. Но – не срослось. Что ж, есть куда расти, есть, у кого учиться.


И он, конечно, будет втихаря нарушать правила распорядка, норовя смотаться в самоволку или притащить бухло/траву, и готов огребать за это п.здюли, если спалится, но в целом он дорожит своим положением. Ему не западло быть «питомцем» у людей, которые очень многому по жизни могут научить. И он, возможно, никогда не думал о «карьере», даже слова такого не употреблял, - а сейчас задумался.


Поэтому-то он совершенно не склонен подставлять своих «рабовладельцев» перед какими-то левыми челами, кто бы они ни были. Не потому, что боится нашей «кары за предательство». А потому, что чувствует: если нас по-настоящему предать – скорее всего, ничего и не будет. Но вот именно что «ничего». Вместо такого многообещающего альянса.


Самое примечательное, что никто никому не е.ёт мозги на тему «морального долга», «нравственной ответственности», или «мы заботимся о твоём же благе», и т.п. Да меня самого тошнит от подобной гнилой риторики. И я бы побрезговал её применять.


Но факт в том, что здравому человеку, даже криминальному подростку, - не надо гнать пургу про его «моральный долг» и твою о нём «заботу», чтобы обеспечить его лояльность. Достаточно – вполне эгоистических, незамутнённых отношений. «Я собираюсь нажиться, используя тебя как рабочую силу, чего совершенно не скрываю, а как личность со своим богатым внутренним миром – ты мне совершенно похуй». Он принимает это, как данность, и рад, что к нему не лезут в душу, не ездят по ушам, рассказывая, что такое хорошо и что такое плохо, - и заметить не успевает, как начинает пытаться обратить на себя внимание «безучастных поработителей», внушить симпатию именно как личность. И что один лишь одобрительный или осуждающий их взгляд вдруг начинает значить для него больше, чем все потоки душеспасительного п.издобольства, какие только омывали его грешную голову.


Если же прибавить к этому возможность научиться стрелять, водить машину, а теперь ещё, как Ваня свою С172 купил, и управлять еропланом – неудивительно, что детишки стараются с нами ладить. Даже самые «трудные».


Вообще говоря, я никогда не понимал выражения «трудный подросток». По-моему, если у педагога возникают какие-то трудности в манипулировании малолетками, которые имеют гораздо меньше жизненного опыта и массу комплексов, - это недоразумение природы, а не педагог.


Как же по мне, завоевать доверие тинейджера очень просто. Надо всего лишь – не городить всякой пафосной и фальшивой ерунды, а чётко и честно обозначить свой интерес к нему. Зачем конкретно ТЕБЕ нужно, чтобы он вёл себя так-то и так-то. И не надо бояться показаться «слишком» чёрствым и циничным. Лучше сначала выставить себя «монстром», потом постепенно предоставляя возможность убедиться, что в тебе всё-таки есть и что-то человеческое, чем изначально претендовать на немеренную «душевную теплоту», а потом разочаровать.


Но такие вещи, ей-богу, любой нормальный сержант-инструктор хорошо понимает. Их только «профессиональные педагоги» в упор не видят. Ну и родители – само собой. Этим – только б поорать о своих измотанных нервах, седых волосах и загубленных лучших годах :-)



Другие статьи в литературном дневнике: