Об удивительных оружиях

Артем Ферье: литературный дневник

Помню, когда я только пришёл работать туда, где работаю по сию пору, - очень интересовался всякими «секретными» гаджетами. Особенно – необычными стрелялками.


Замечу, тогда, в первой половине девяностых, на страну обрушился вал криминально-шпионских детективов, чьи авторы то ли квасили водку с какими-то «спецами», то ли сами – «кагэбывшие», но, в общем, чего-то такое слышали. Разное. Про уникальные и неповторимые, суперэффективные разработки секретных лабораторий.


Ну а я? Что ж, я почитывал эти книжки в дороге, и был в ту пору не то чтобы слишком доверчив (полагаю, доверчивым я никогда не был), но просто не сумел ещё сформулировать для себя два простых правила.


1. Если про какое-то изобретение говорят, что оно уникально и никто не может его повторить в течение многих лет, а то и десятилетий, - с вероятностью, близкой к ста процентам, это означает, что мы имеем дело с прихотью сумрачного гения, которую нафиг никому и не впёрлось повторять. Поскольку научная и технологическая база у развитых государств (и корпораций) примерно одинакова, а эффективность шпионажа такова, что действительно ценные чужие разработки становятся известны в считанные месяцы.
2. Если какое-то изобретение остаётся исключительной прерогативой государственных спецслужб и не используется в коммерческом секторе – это означает, что оно вообще нафиг никому не нужно, и его промышленная реализация представляет собою попросту распил бюджетного бабла.


Но тогда, в девяносто четвёртом, я, помню, поинтересовался у Анхеля, нашего «главного по пушечкам»: «Слушай, а ты когда-нибудь видел ПСС, этот бесшумный гэбэшный пистолет?»


Он глянул на меня со своим неподражаемым снисходительным высокомерием и усмехнулся:
- Я, Тёма, видел последний зелёный луч солнца, садящегося в океан. Вот это – редкое зрелище. Пока сам не увидел – думал, что поэтический абсурдный образ. А ПСС Вул? Чего на него смотреть-то? Нам их знаешь, сколько пытаются впарить, чуть ли не каждый месяц?


- И вы не берёте?


- Взяли штук сто на пробу, но, как и ожидалось, для практической работы это неинтересно. Для коллекции, разве лишь. Хочешь – и ты купи. В магазине должны валяться.


Я прикупил парочку. Не тогда, а чуть позже. И один – впоследствии подарил подружке на свадьбу. Она работала в ФСБ, но не на той должности, чтобы иметь доступ к таким штучкам. Но мечтала заиметь. Вот я и подарил.
Что анекдотично, как раз этот пистолет – удостоился чести быть использованным по назначению.


Ленка застрелила из него своего бывшего хахаля, съехавшего с катушек психопата-спецназовца, который, лишь чудом не насмерть, порезал её нового мужа. А отдуваться пришлось мне, улаживая вопрос с прокуратурой. И помню, как фыркал тот следак: «Вы чего, совсем охерели в своей конторе? Нахер вы спецоружие использовали? Куда я теперь дену из дела пули от патрона СП-4?»
Но – нашлось, куда. Всё разрешилось благополучно. Та ещё романтическая была история. И то был, пожалуй, единственный известный лично мне случай оперативного применения ПСС.


А так – что я могу сказать? Это гениальная игрушка, воплотившая в себе множество очень оригинальных технических решений. Сама по себе идея внутреннего поршня в гильзе, запирающего газы, - она любопытная (и понятно, как пришлось поднапрячь конструкторскую мысль, чтобы обеспечить хоть какую-то надёжность работы такой схемы).


Но вот просто пытаюсь представить себе практическую ситуацию, в которой ПСС имел бы какие-то неоспоримые преимущества перед любым другим менее «экзотическим» оружием – и, увы, моё воображение буксует.


Грохнуть кого-то по-тихому без свидетелей, не привлекая внимание выстрелом?
Вообще-то, и обычный пистолетный выстрел на открытой местности звучит довольно тихо. И абсолютное большинство случайных прохожих, даже если слышат его, – принимают за что угодно, но не за выстрел (или думают о травмате, о газовике, о чём угодно). И не звонят никуда, и вообще не фиксируют в памяти.
Но если навернуть хороший глушитель – выстрела вовсе почти не слышно уже метров за двадцать. То есть, он не ощущается как нечто заслуживающее внимания. Он по уровню шума не сильно-то перекрывает лязг металлических частей.
СтОит глушитель – копейки, по хорошему счёту, ставится – в считанные секунды. Во всяком случае, у Глока, нашего наиболее популярного пистолета, замена ствола на удлинённый резьбовой и насадка глушителя – занимает не более полуминуты, даже если никуда не торопиться.
И вот, выполнив задачу, ты остаёшься с хорошим боевым пистолетом, при помощи которого вполне можно договориться с чересчур ретивой охраной и расчистить себе путь отхода (если дойдёт до такой жести, конечно).
А с этой пукалкой, ПСС, что ты будешь делать, если поблизости нарисуются крепкие парни с нормальным боевым оружием? Вул - он же только в рекламных проспектах «эффективен до 50 м», а по жизни – сильно уступает в дальности и точности боя не то что люггеровским волынам, но и макарке. Это просто физическая неизбежность, цена за конструктивную бесшумность.


Или – нужно кого-то вальнуть среди шумного бала, из толпы?
Ну, для начала, возникают проблемы с проносом «инструмента». Вул – он, конечно, бесшумный, но железный. И обнаруживается рамочкой ничуть не хуже, чем любой другой боевой ствол.
Тут уж, если говорить о «революционных» девайсах, есть масса пневматических всяких пестиков из полимеров и керамики, стреляющих метров на пять отравленным игольчатым снарядом, способным пробить одежду и кожу так, что человек сразу-то и хрен обратит внимание. Ну, кольнуло – и кольнуло.
И такие приблуды – кто во что горазд мастерит, ad hoc. Благо, делаются они на коленке, больших ресурсов не требуют, а по содержанию металла – сравнимы с пуговицами и зиппером.


Но жизнь показывает, что и в самое охраняемое место – всё равно можно пронести боевой пистолет. Заранее. Припрятать в одном из таких мест, которые даже при самых отчаянных мерах бдительности – не проверяются каждодневно. И, опять же, при сравнимом уровне шума, этот нормальный боевой волын девятимиллиметрового калибра – гораздо практичнее куцей пукалки с прицельной линией длиной в заячий лингам и такой пробивной способностью, что и самый лёгкий броник скрытого ношения хрен прошибёт. Между тем, как бы чисто ни планировалась акция, всегда следует считаться с вероятностью конфронтации с бодигардами объекта и охраной здания.


Единственное, пожалуй, ценное свойство этой беды, ПСС Вул, что газы, запертые в гильзе, не попадают на руки. А значит, если по тревоге перекроют все выходы и начнут проверять присутствующих, - тебя не выявят по этому критерию.


Впрочем, нужно хорошо понимать: если ты завалил какого-то реально очень виповатого випа – тебя по-любому не выпустят, пока не разъяснят всю ситуацию.
Будут до одури отсматривать камеры, выяснять, кто где стоял в момент выстрела, пробивать легенды гостей, - ну и заподозрят довольно быстро. Всё же, не лохи конченые.


При этом, когда валишь кого-то пулей (не важно, шумной или бесшумной) – убийство становится сразу очевидно. И тревога поднимается сразу же. На уход – считанные секунды (да и то, тут же привлечёт внимание человек, который торопится к выходу).


Соответственно, нужно либо использовать средства отсроченного действия (яд, и не так уж важно, каким именно образом его ввести), либо – действовать изначально нагло и решительно. Подловить объект у сортира – и положить вместе с охраной (ну а сколько бодигардов водят в сортир даже самого крутого випа? Два, много три).


Так – тоже будет некоторое время для ретирады. Пока там чухнутся, пока трупы найдут. И в этом варианте – разумеется, лучше пользоваться нормальным волыном с глушителем. С ним, в случае чего, и через наружное кольцо охраны можно прорваться, даже если тревогу успели поднять. В первые минуты – оно жиденькое будет. Ну а дальше, сказки из серии «полиция оцепила весь район, так, что мышь не выскочит» - это для кинофильмов. В жизни уйти бывает несложно, если вырвался непосредственно из здания, которое действительно можно взять под контроль.


Но вот сценарии «вип-обслуживания» с использованием именно Вула – я затрудняюсь себе представить. Выстрелить, скинуть его и сделать вид, что не при делах? Это нереально.


Если же речь идёт не о випе, который посещает только особо охраняемые здания и ходит в сортир с тремя бодигардами, а о ком попроще – да подловить его в подворотне или парадняке, ножиком почикать, всех-то дел. Или шею свернуть. Или, опять же, из обычного пистолета с глушителем завалить. Как это и делается в жизни.


Или, что более высокий класс, – остановить на улице, представиться полицейским, попросить проехаться, а там уж пофиг, каким образом его грохнуть на лоне натуры (но мы, как гуманисты, предпочитаем передоз опиатами, даже если речь идёт о совершенно отмороженных тварях, которых добрейшая публика предпочла бы видеть посаженными на кол). В этом случае – полиция вообще не рассматривает случившееся как убийство. Она предпочитает думать, что у пропавшего, видать, были основания кого-то бояться – вот он и сбежал. А может – жена надоела.


В случае с Вулом – это уж нельзя выдать за нечто иное, помимо убийства. Да ещё – и с явным использованием «секретного» спецсредства, каковой факт сам по себе всех на уши ставит.


Поэтому, с учётом всего сказанного, ПСС не применяется не потому, что он якобы недоступен для «простых смертных» (давно бы китайцы наладили производство, если что), а потому, что он – НЕПРАКТИЧЕН. Да, игра конструкторского ума была хорошая, самоценная, но аппарат – не для жизни сей.


К тому же, схема – уж слишком «новаторская», слишком уязвимая. Слишком много зависит от качества каждой отдельно взятой гильзы. И где гарантия, что не попадётся хотя бы одна с небольшим заводским брачком, что её не раздует от такой чудовищной нагрузки и не заклинит наглухо в патроннике? И чего тогда? Тыкать в разъярённых бодигардов пальцем и выговаривать: «Тах-тах, ты убит?»


Поскольку же предполагается, что область применения спецсредства – не Вася Пупкин в подворотне, а некие особо ответственные ситуации, где цена провала слишком велика, - ну вот мне трудно представить себе профессионала, который бы пошёл на такое дело с таким стрёмным оружием. Это очень сильная, маниакальная должна быть в нём тяга к экспериментаторству.


То же, в принципе, можно сказать и про другую «вундервафлю» секретных советских КБ. Пистолет-пулемёт ПП-90, «Пенал».
На первый взгляд – эффектно. Вот у тебя в руке неприметный с виду металлический брусок (ну кто не ходит по Москве с металлическим бруском в руке?), но один взмах – и лёгким движением оно превращается в убойную (относительно) автоматическую машинку.


На второй же взгляд – возникает резонный вопрос: нахера такие выкрутасы? Всякое усложнение конструкции – неизбежно идёт в ущерб надёжности и боевым качествам. Ну и неудивительно, что именно как оружие, ПП-90 – весьма посредственная машинка для своего класса.


Я уж не говорю о том, что макаровский патрон – он в принципе уёбищный, но даже и с ним – я бы предпочёл тот же Стечкин по сравнению с ПП-90. Он меньше по габаритам, он даже «пониже» классом (это всего лишь большой пистолет с возможностью автоматической стрельбы), но по моим ощущениям – он и бьёт точнее, и целиться удобнее, и «ухватистей» он, да и просто приятней.


Всё дело – в «скрытом» ношении? А какие проблемы со Стечкиным или даже с Ингремом? Под курткой, под плащом – никаких. Не говоря уж о сумке.


Но даже если и открыто носить – тоже проблем особых не возникает.
Помню, уже помянутый Анхель как-то на спор прошёл три километра по Садовому кольцу со Штейером АУГ на плече. А это не пестик и даже не «сабчик». Это здоровая штурмовая винтовка очень характерного вида. Правда, очень экзотического для здешних широт: много пластика, булл-пап. Но там-то конструкция оружия, по мысли создателей, оправдана эргономическими и боевыми требованиями, а не стремлением скрыть его назначение. Однако ж, именно его скрыть – Анхелю удалось, всего лишь напялив на себя маечку со словами Страйкбол-Полуфинал-Валдай, что-то такое. И с картинкой соответствующей.


Менты остановили один раз, чтобы поинтересоваться, то ли эта херня стреляет шариками с краской, то ли она для лазертэга. Анхель честно ответил, что конкретно эта херня – стреляет пулями SS-109, используя патроны 5,56Х45, штатный боеприпас НАТО.


Менты посмеялись и пошли дальше. Вот так это просто бывает в жизни, если задача – всего лишь пройти по городу с оружием.
Но, понятно, на особо охраняемый объект – не пропустят ни с пеналом сомнительного вида, ни с контейнером в кейсе (вернее, не должны, по идее, пропустить, а в жизни-то всякое бывает). Приходится другие варианты искать. При этом помня: чем проще – тем эффективней.


Ну а все эти замороченные приблуды – большей частью, досужая игра абстрактного изобретательского ума. И распил бюджета, конечно. Причём, не только в России. В Европе и Штатах – тоже. Достаточно вспомнить, сколько бабла было вбухано в хеклеровскую безгильзовую G11 или в американский стрелковый комплекс пехотинца OICW.


Правда, что полезно в таких дерзаниях – они всё же способствуют общему развитию технологий, которые впоследствии могут реализоваться в каких-то уже более востребованных проектах.


Твори, выдумывай, пробуй, что называется.
Ради справедливости, и наши "нёрды" из НТЦ порой с такими проектами выходят, что туши свет. Просто прикидываешь, при каких бы обстоятельствах эта беда могла понадобиться, - и теряешься в догадках. А порой - действительно полезные штучки выдумывают. Главное - мысля в голове крутится, что уже хорошо.



Другие статьи в литературном дневнике: