Нет справедливости!

Артем Ферье: литературный дневник

Порою, особенно в последнее время, я, помимо изучения наших статистических сводок, лично прошариваю разные тематические форумы и общаюсь с людьми, выясняя, какие сейчас реально у них жизненные обстоятельства. Да, мне это всегда было интересно: как живут и чем дышат люди на самом деле, если без журналистского скулежа и без политиканской трепотни.


Последняя тема моего исследования была - машинисты метрополитена.


Помнится, в детстве, читая объявы в вагонах, я думал: "Вот нахуй мне, собственно, поступать в какой-то вуз, нахуй гробить там пять лет, когда здесь - стопудово больше будет, чем профессор получает?"


Это было в восьмидесятые, а тогда, если память не изменяет, в Питерском метро обещали машинисту до 350 рублей, а в Московском - до 400, кажется. По советским меркам - это было очень нехуёво. То есть, были доходы и существенно выше - на Северах, на "дальнобое", на серьёзных административных должностях, - но в Столицах очень мало кто мог похвастать зарплатой больше 300 рублей.


Вот я тогда и думал: "Что, ****ь, за интеллигентские комплексы и разводки? "Пусть я сосу *** в НИИ за 130 р., но зато - я, типа, жрец храма науки, а не какой-нибудь там подземный морлок-пролетарий. Я, типа, высокодуховная, просвещённая личность!" Так кто ж, блин, мешает на работе контроллер отжимать, вместо того, чтоб в НИИ своём сраном жопу отсиживать, а в свободное время - читать книжки и надрачивать свою невзъебенную высокодуховность?"


Серьёзно, будучи профессорским сынком, выходцем из многажды интеллигентной семьи, я даже тащился от своей "протестности" и апологетики "рабочих" профессий. Я очень жёстко это формулировал: "Когда работяги получают существенно больше, а т.н. интеллигенция довольствуется меньшим, - по-моему, это говорит только о том, что означенная интеллигенция - элементарно непригодна к работе у станка или за рулём, а пригодна лишь к тому, чтобы ****ь мозги себе самим и окружающим, со своим решительно ни на чём не основанном снобизмом. Что вызывает суровые сомнения в справедливости применения термина "интеллигенция", памятуя этимологию, к означенным деятелям".


Батя посмеивался. Ну да он, впрочем, перед тем как стать профессором-филологом, немало отпахал и в геолого-разведочных партиях, и в строй-отрядах, и к физическому труду - никакого отвращения не имел. Я - тоже. Свои первые пятнадцать рублей я заработал в десять лет на отшкуривании и покраске складского железного сарая в нашем дачном кооперативе, ну и потом - не упускал случая подработать на "неинтеллектуальном" труде. В четырнадцать - фуры вовсю разгружал, добывая средства на всякие порочные излишества.


И в детстве - я серьёзно рассматривал такой вариант карьеры: устроиться или машинистом в метро, или водителем чего-нибудь наземного, как то были одни из самых доходных профессий в Столицах, а досуг - посвятить тому, что мне действительно интересно.


Но уже в конце восьмидесятых открылись совершенно новые перспективы, а заодно стало ясно, что сложившаяся система ценностей и представлений о "достойных доходах" идёт абсолютно по****и, и деньги, как таковые, нынче зарабатываются между делом в два щелчка, а потому - я всё-таки поступил на филфак МГУ, понта ради. И первое время работал преимущественно литературным переводчиком, благо тогда - на этом уже можно было срубить куда больше, чем получали машинисты.


И вот я заинтересовался, сколько они сейчас получают, машинисты.
По изучении форумов, выходит, что в Питере где-то 20-25К в месяц (вроде, требуют повышения - и правильно требуют), а в Москве - где-то 30-45К (единицы особо заслуженных - до 70). При этом, условия несколько жёстче, чем в советские времена, но зарплаты - я бы сказал, уж точно не ниже.


То есть, для практических целей и в прогнозе на 2012 год мы приняли коэффициент 100 для перевода покупательной способности советского рубля в нынешние, но это - всё же чересчур избыточный допуск. На данный момент, как ни трудно проводить перерасчёт "игрушечной" советской валюты на нынешний "настоящий", сиречь, конвертируемый российский рубль, реалистичными видятся такие коэффициенты:
где-то 65 нынешних рублей за один советский по продуктам питания;
где-то 35 - по промтоварам.


То бишь, десяток яиц за 130 рублей - вы сейчас ведь не купите, нет? Пальцем у виска, скорее, покрутите? И курицу за 340 рублей кило - тоже ведь не купите? И сахар за 94 рубля кило - тем более? И нарезной батон белого хлеба за 25 рублей - вам тоже не покажется апофеозом дешевизны?
Соответственно, довольно щадящим коэффициентом для советского рубля по продтоварам - будет 65. Некоторые, правда, не понимают, что реально и продовольствие в Союзе было существенно дороже, чем сейчас. Ну да это - в другой статье как-нибудь освещу, эту "магию копеек".


Что до промтоварного индекса - тут проще. Вот берём долгосрочную покупку, автомобиль. Сколько стоила 31-я Волга в восьмидесятые? Госцена - 15К рублей. Сколько сейчас стоит сопоставимая (с учётом прогресса и возросших требований) машина? Ну, допустим, Волга-Сайбер с крайслеровским двиглом стоит 550К нынешних рублей в максимальной комплектации. Отсюда и получаем соотношение: 1:35. Если, правда, Вазики брать будем - получим где-то 1:25, сравнительно с любой современной машиной В,С-класса низовой ценовой категории.


Или, скажем, сколько стоил цветной телевизор советского производства, Рубин или Горизонт, с большой диагональю? Где-то в районе 700 рублей. Умножаем на 35, получаем 24,5К - столько сейчас и стоит сравнимый по диагонали корейский LCD.


То есть, индекс 100 - он даже, пожалуй, чересчур комплементарный для советского рубля. Когда некоторые люди говорят, будто покупательная способность советского рубля по отношению к нынешнему составляет 200 и более - это просто какая-то мифология. Нет, если считать по спичкам за 1 коп коробок или по газировке в публичных автопоилках (1 коп - без сиропа, 3 коп - с сиропом), то, может, и получится нечто подобное. Но большинство советских товаров, даже без поправок на качество и физическую доступность, тупо стоили ДОРОЖЕ, чем можно было бы купить сейчас, даже если принять за расчётную базу соотношение 100 нынешних рублей к одному советскому. Серьёзно: сейчас на 30 000 рублей - купишь гораздо больше, чем на 300 советских рублей.


Впрочем, возвращаясь к зарплатам машинистов, даже при расчёте один к ста видно, что их зарплаты остались примерно на том же уровне (то есть, у них был некоторый ощутимый провал в девяностые, когда во всех маломобильных и маловменяемых конторах он был, когда и генералы на госслужбе получали меньше секретарш в коммерческой фирме, но сейчас - близко к тому, что было в восьмидесятые).


Но что правда: как бы ни была полезна и опасна профессия машиниста метропоезда, сейчас их зарплата - действительно не выглядит чем-то выдающимся. В советские времена - она была высокой по отношению к зарплатам служащих. Сейчас - кого в Москве впечатлит зарплата в 40К в месяц? До кризиса - иные студенты, без отрыва от учёбы, получали по 80 и более.


Что я хочу сказать? Вообще-то, что зарплата этих метрополитеновских парней - конечно, неадекватна. То есть, она была "выпирающе" хороша в советское время, когда тамошний "офисный планктон" прозябал почти что в нищете, с зарплатой 100-150 рублей, но сейчас, когда начинающие офисные клерки морщатся от зарплаты в 30К - конечно, специалист, водящий многолюдные составы по туннелям, должен получать больше. И они вправе бороться за это.


Тем более, что и с советских времён, и с куда более давних, и во всех странах, есть такое негласное разделение. Есть должности, на которых - "чтоб ты жил на одну зарплату!", и есть - "а тут ещё зарплату дают? А я думал - пистолет-жезл получил и крутись, как хочешь" :-)


То есть, это очень важно для инициативных парней: "Похер, сколько там зарплата, но реально - сколько можно наварить левака?"


Я вот с этим столкнулся, когда, по заданию Партии, устроился барменом в один бандитский ресторан. Нет, я ускоренно прошёл курсы, выучил много полезной информации, неплохо освоился - и был хорошим барменом. Никакой халтуры. И меня совершенно не интересовала собственно зарплата в этом заведении (это был 96-й, и зарплата составляла 30$ за смену). Но я был впечатлён тем, как легко, и насколько бОльшие, делаются деньги вне этой зарплаты. Даже не "чай", и даже не "обвес-обмер-недолив". А просто... ну вот много там хитростей, позволяющих срубать за смену где-то 100-150$


Что характерно - ресторанное начальство прекрасно было в курсе, что все работники жульничают себе на карман. Но - я умел очаровывать клиентов, они приходили ещё и ещё, приводили друзей, а по возникновении доверительных отношений - платили особо за консультацию на предмет того, как именно я их наёбываю. И это был очень забавный эпизод моей жизни. Правда, эта лафа быстро, за три недели, кончилась, когда наконец пожаловал именно тот клиент, которого мы ждали (и ради которого не один я в барах отирался).


А Лёшка, не считая своей работы официантом в очень похожем случае, как-то оттрубил неделю проводником на поезде Москва-Тюмень. И собственно зарплата - где-то чуть ли не тысяча рублей за ходку в один конец, что курам на смех. Но вот на продажах пива и водяры, наваривая по 20 рублей на банке и по 100 рублей на ботле, и по штуке на вискаре, - он получил где-то тысяч пятнадцать до Тюмени и чуть ли не двадцать - на обратном пути. Говорит, ему по-человечески очень неловко было брать своего самого щедрого пассажира за локоть, при сходе на Москву, и шептать ему на ухо: "Федеральная служба безопасности! Не дёргайся, я тебя умоляю! Сейчас ты спустишься, обнимешься, улыбаясь, с теми парнями - и пойдёшь с ними. Иначе... тебе лучше не знать, что "иначе"!"


Ради справедливости, ни я, ни Лёха - ни дня не работали в ФСБ. Но... долго объяснять! А вот в сфере обслуживания, и в торговле, и в строительстве - мы имеем некоторый опыт работы. "Промежду делом". Поэтому, я могу точно заявлять, что разделение остаётся в силе: работы, где получаешь только зарплату, и работы, где можно как-то "творчески подкалымить" (существенно выше зарплаты).


Но машинист метро, пожалуй, относится к первой категории. Может, я не очень знаком со спецификой их труда, но, честно, не вижу вариантов, чтобы они получали что-то сверх зарплаты. Это ведь водители маршруток и автобусов порой "бомбят" ночью в вольном режиме. Но метро? Оставим анекдоты про новых русских, но нереально, пожалуй, им какие-то дополнительные доходы изыскивать, помимо зарплат и премий.


Поэтому, по нынешним условиям, всё-таки не стоило бы руководству метрополитена жлобиться на зарплаты. Работа нервная, довольно вредная, и в Европе - существенно дороже оплачивается. Поскольку ж Москва - один из самых дорогих городов Европы, то уж тысяч 60 - как минимум следовало бы им платить. Если для этого нужно ввести систему, где бы оплата проезда зависела от протяжённости маршрута, как в иных европейских странах, - так какие проблемы?


Давно б, что ли, ввели уже? А то всё только входные турникеты меняют. Стоило мне, блин, привыкнуть, что прозрачный зелёный жетон больше не действует, что теперь нужно карточку через турникет прокатывать, как перешли на proximity cards :-)


Но если уж такая оснастка теперь на входах-выходах - что стоит ввести карточки, с которых бы списывались средства в зависимости от дальности поездки? На входе Красногвардейской - приставляешь, фиксируешь. На выходе с Маяковки - 10 рублей списывается, прежде чем турникет открыть. А на выходе с Янгеля - 25 рублей списывается, поскольку пересадка и ебашить долго.


В таком вот аксепте.


P-s.: Да, откуда берётся миф о советской "дешевизне" и нынешней "дороговизне"?
Поясню.
Вот - сейчас мы сидим с друзьями на даче под Сенском. Жрём шашлыки, бухаем. Между делом - я набиваю текст, уединяясь (я вынужден делать это, а то ведь совратят, но я - образцовый семьянин :-) ).
В определённый момент, как и следовало ожидать, пиво стало кончаться. То есть, изначально все полагали, что мы столько не выжрем (кроме меня, который изначально предлагал взять больше, имея многовековой вампирский опыт), но - выжрали.
И я поехал в магазин (пара местных ребятишек и девчонка - пассажирами). Потому что из всей компании (Лёхи нет) только я - имею статус "неприкасаемого". То бишь, недосягаемого для ментов. Но, смею вас заверить, в самом своём пьяном состоянии - я для вас на трассе безопаснее, чем дедуля-дачник - в самом трезвом своём состоянии. Это не похвальба, это анализ практики, моих четырёх миллионов наката безаварийной езды. В конце концов, я - один из немногих водителей, проходивших серьёзные курсы вождения под действием одурманивающих веществ с тем, чтобы в ЛЮБОМ состоянии избегать аварийных ситуаций (это - в рамках корпоративной тренировки).


Ну и вот заехали мы в тот магазин. Взяли упаковку*24 Варштайнера, десять литровок рязанского жигулёвского (на завтро, на утро, когда надо будет опохмелиться, но не надо напиваться... для поездки на карьерный пляж... к слову, жигулёвское рязанское - вполне "питейное" в таких обстоятельствах пиво), восемь штук упаковок сушёных креветок (они маленькие, по 35 рублей), тушку г/к горбуши на 150 рублей (как разительно упала в цене красная рыба с советских времён - не перестаёт меня удивлять и радовать), и, поскольку у них в магазине была акция, продажа 200-г банок красной игры по 220 рублей взамен какой-то большей цены - взяли и этих банок три штуки.


К слову, наблюдал недавно такую картину на соседнем строящемся участке. Чисто, завтрак работяг-чувашей. Простецкий. Нарезают хлеб, мажут масло - и под это дело употребляют банку красной икры. Ну а хули, действительно, когда она сейчас рублей 200 стоит и в любой лавке продаётся? В восьмидесятые - 135-граммовка стоила 4 с лихом рублей и была доступна лишь по продзаказам для специфических граждан. На чёрном рынке в 89-м - стоила 25 рублей (это я точно знаю, поскольку один раз купил такую, чтобы выебнуться перед одноклассничками на одном нашем саммите :-) ) А сейчас, блин, - даром, практически.


Ну и за всё это, за все покупки, я оставил в том супермаркете где-то три тысячи (сигарет ещё купили). Такого порядка. И я поймал себя на мысли: "Да, по коэффициенту 100 - это было бы 30 советских рублей, что довольно много тогда считалось. Но в советские времена - я бы элементарно не имел возможности потратить такие деньги. Какой-такой Варштайнер? Какие-такие сушёные креветки? (К слову, в магазинах Океан креветки тогда были, и дешевле мяса, по 1.30 кило, а сейчас... да мороженные того же качества - так же примерно и стоят, чуть дешевле; но сушёных в пакетиках - по-любому не было).


И если горбуша г/к весьма часто бывала в магазинах Океан, но по более высоким ценам, то красная икра - точно нет.


Что я хочу сказать - сейчас просто гораздо богаче возможности накупить всяких явств, когда хочешь порадовать друзей. И для меня-то - это совершенно необременительная сумма, 3К рублей. Это доли промиля от моих буржуйских доходов. Но я прекрасно сознаю, что для работающего студента, получающего тысяч 50 рублей в месяц, - это всё-таки довольно существенная трата. Каковой бы он, вероятно, не потерпел в советские времена просто по той причине, что - НЕ НА ЧТО ТРАТИТЬ.


Но я могу предположить, что иные граждане, имея нынче невысокие доходы, не превышающие 100К, - порой так разойдутся по пьяни, что, действительно, не будет им хватать зарплаты до конца месяца. Впрочем, то же было и в советские времена. Батя рассказывал, у них на прииске в магазин приходили, с трёхмесячной вахты, золотодобытчики - и покупали батист на портянки. Да так, чтобы метра три по земле волочилось. Ну и гуляли, конечно. А через неделю загула - одалживались. Фигня известная и давно описанная.


Поэтому, есть всё-таки чёткие критерии "среднего класса" и "богатого класса". Средний - это: "Когда тебя не парит, сколько стоит еда". Богатый - это: "Когда ты точно знаешь, что не успеешь за единицу времени просрать больше денег, чем за то же время принесут тебе твои активы". Примерно так :-)


В советские времена, рискну предположить, очень немногие люди тянули на "средний класс". На "богатый" - вообще единицы. Зато - не было бедных, бедных до такой степени, чтобы находились на грани выживания (ну да, халтурку-то любую найти можно было; впрочем, а в девяностые - нельзя, что ли, было найти?).
Сейчас - появился и средний класс, и довольно значителен он, и очень богатые люди в России есть. А что иные из самых бедных стали ещё бедней... Да не моя епархия это, оценивать их состояние и довольство! Я - за то, чтоб "были богатые", а вовсе не за то, чтоб "не было бедных".


Но вот когда нынешний средний класс плачется, что в Союзе имел бы больше... Ну, бывают подобные случаи выверта мозгов. Тут я мог бы сказать: "Мы вам, пидарасам, построили замечательную страну. Одну из лучших в мире. Одну из самых свободных, не чета Европе. И с 92 по 2003 - она развивалась в режиме экономического бума (хотя, естественно, кто-то там остался лежать тушками на обочине автострады этого феерического движения вперёд, что обычно и бывает при экономическом буме). Вам - не понравилось такое динамичное развитие? Ну вот Вова Путин - показал вам стабильность. Теперь - что вы делаете? Дрочите на нефтяные цены? ДрочИте! Но только заверяю: в декабре нефть будет стоить пятнадцать баков за бочку. Или - хотите поиграть со мной на бирже на этот счёт? :-)"


Реально - и это уж полный оффтоп - пока недоумки кричат про то, какая в будущем грядёт драка за ресурсы, которые всё более "истощаются" и "дорожают", - реальность такова, что лет через пятьдесят вообще никого не будет ****ь, у кого какие там земельные "сокровища". Просто, синтез любых элементов станет такой доступной фигнёй, и энергия станет такой доступной фигнёй, что кроме технологий - вообще мало что будет иметь значение (ну, не считая, конечно, гуманитарных мессаджей).


Именно поэтому, пока Россия как-то может выезжать в международной торговле на своих ресурсах, - стоит застолбить за собой Африку. И хоть чего-то поиметь оттуда. Подсказка: аграрные ресурсы Африки - очень конкурентоспособны, и выращивание там картошки ещё долго будет обходиться дешевле искуственного синтеза клубней, не поминая уж выращивание картофеля в приполярных регионах.



Другие статьи в литературном дневнике: