О советских школьных буфетах

Артем Ферье: литературный дневник

Что ж, покуда Германыч широким фронтом, широким форштевнем своего айсбрейкхера крушит ностальгию по Совку, что безусловно полезно, я - просто стараюсь понять некоторые явления той системы, которую застал в детстве и отрочестве. И для меня советский уклад - не только воспоминания ювенильности, но и историческая эпоха, требующая осмысления и понимания.
Что я могу сказать в целом за советскую эпоху?


Оно - было, это - наше... а поскольку лично я ещё застал - то и моё. Не менее моё, чем иные не вполне благовидные воспоминания детства, которые обычно люди успешно умеют забыть - но я, как садо-мазохист, стараюсь помнить все случаи, когда бывал дураком/мудаком. И анализировать их. То же - и с этой очевидно мудацкой системой, которую выпестовала и похоронила Россия (и то великий подвиг России был, что приняла на себя и похоронила коммунизм).


Впрочем, когда я учился - какой там, блин, нахуй, коммунизм уже был? Кто в него тогда верил? Скажем так: в буржуазных странах были ещё тысячи верующих в коммунизм, но в СССР - не набралось бы и десятка совершеннолетних.


Итак, вот надысь с одноклассником разговорились - и зашла речь на такую тему, как школьные завтраки/буфеты. Стали по крупицам вспоминать.


Сразу скажу, мы учились в хорошей школе. Спецанглийской, одной из лучших в Питере. И завтраки, на большой перемене после второго урока, - были нормальные. Что мне помнится, когда бывали сосиски, а они бывали часто, - норма была по две на рыло, но их никто не сервировал, их просто ставили в чане на стол (по одному на класс), и их оттуда вылавливали, и если кто сильно проголодался (а я спортом серьёзно занимался с третьего класса) - можно было схавать и три, и четыре, и никто - не бывал обездоленным. То есть, варили их с изрядным запасом. Опять же, варили на весь список класса, но - кто-то болел, кто-то не голодный, кто-то просто игнорировал сосиски. Как я, допустим, игнорировал все кисломолочные продукты, вроде там творожных запеканок, и с лёгкой душой отдавал их одноклассникам.


Иногда сейчас говорят, что школьные завтраки были бесплатные. Я не знаю. Возможно, где-то - они и были бесплатные. Но вот в нашей школе, на протяжении всей моей учёбы, все восьмидесятые, мы(родители) платили по двадцать копеек за день. Уплата была, кажется, помесячной. Двадцать копеек - много, мало?
По нынешним меркам, я бы сказал: чуть-чуть дотированная. Но вообще-то, собрав с тридцати человек по двадцатке, я бы сумел им и сейчас изобразить котел с 60 сосисками, и не остался бы в накладе.


Я лично, для приведения нынешних цен к советским, держусь соотношения 100:1 Хотя по большинству позиций - коэффициент явно завышенный. То есть, побоку даже гардероб и технические штучки, но даже по продовольствию - завышенный. Помню, один камрад объяснял мне, что хотя колбаса по 2-20 была гадостью, но в коопторге можно было купить отличную сырокопчёную за 7-70. И я спросил: "Камрад, а ты бы сейчас купил пусть даже очень хорошую сырокопчёную колбасу за 770 рублей?"
Но камрад после этого заявил, что реальный коэффициент соответствия покупательной способности между советскими и нынешними деньгами - не 100, а 200... и мне даже страшно спрашивать его, где он видел сырокопчёную колбасу по 1400 :)


Ну да это - "колбасная лирика". К слову, чем я не колбасный эмигрант? Тем, что я - "колбасный ИММИГРАНТ". То есть, во-первых, я всю дорогу живу в России, не считая коммандировок, а во-вторых - я весьма так был причастен к "иммиграции колбасы," к импорту продовольствия, особенно мясопродуктов, в Россию в девяностые. Что я создал этим неудобства каким-то олухам, местным производителям, которые даже на местном рынке не могут конкурировать с импортом, - конечно, приношу извинения. Честно. Такого рода извинения: "Ребят, если вы до сих пор живы и чего-то бухтите - то и слава богу. Но если жизнь вам невмоготу - я всегда к вашим услугам, чтоб избавить вас от бремени сего. И всем станет легче" :-)


Но, опять же, к чёрту экспортно-импортную политику. Я уж много где достаточно ясно выразился в том смысле, что считаю всякого лоббиста протекционизма - либо дебилом, либо мерзавцем.
И не хотел бы здесь "заостряться" на этой теме.


А вот что до школьного питания в восьмидесятые... Были еще обеды на "продлёнке". В группе продлённого дня. То есть, этот обед мог купить всякий, после пятого-шестого урока, но на продлёнке они были как бы обязательны. И это, конечно, забота о детских желудках, чего тут спорить. Это правильно.


Я лично на продлёнке оказался один раз в жизни. В четвёртом классе. За дисциплинарные нарушения. Ну, блин, порки в советских школах не было, как и во многих других цивилизованных, блин, странах, а потому, блин, не светило мне отделаться быстро, и пришлось вкушать эту тягомотину, "группу продлённого дня".


Так я и попробовал школьный обед. Что ж, на второе - были сосиски с пюре, вполне пристойно. А первое - был какой-то ржавый суп, непонятной видовой ориентации, от которого я чуть не сблевнул. Может, избалован был домашней кухней.


И я не знаю, может, мне просто не повезло так, что моему вкусу не потрафил тот суп, а в другие дни супы, может, и лучше были, - но вот такое воспоминание.


И к слову - школьный обед стоил 40 копеек. То есть, по нынешнему, 40 рублей. И да, конечно, сейчас вы не найдёте "бизнес-ланч" за сколько-нибудь близкую сумму... Но и такого "ржаво-непонятного" супа - вам тоже не подадут, надеюсь.


А ещё, конечно, в школьном буфете можно было покупать всякие вкусности вне плана кормёжки. Бывали там и эклеры всякие, и рулеты, но что было почти всегда - две разновидности миндальных пирожных. Обе - по пятнадцать копеек. Одно - сплошь миндальный блин, а другое - миндальная нашлёпка на песочного теста платформе и поверх миндаля - блямбочка белой глазури. Сие последнее мы, класса с седьмого, называли "плюшка со спермОй". Многие при этом весьма потешно конфузились, изображая вид, будто вовсе никогда не видели спермы, даже собственной. Ну да это - отдельная тема, онанизм в восприятии советских подростков.


Эти пирожные, естественно, и сейчас есть, и пользуются спросом. Тогда, напомню, они стоили пятнадцать копеек. Стоят ли они сейчас 15 рублей? Меньше? Больше? Где как? Честно, не знаю.
Но тогда - они стоили пятнадцать копеек практически везде. И наша буфетчица Тётя Таня неоднократно бывала замечена в том, что вывозила тележку с этими пирожными на улицу, ближе к станции метро, и торговала там. Во всяком случае, во второй половине восьмидесятых - она так делала.


Естественно, она распродавала то, что мы не сожрали за день. То есть, она делала это после закрытия школьного буфета. И мы относились исключительно терпимо к её промыслу. Благо, он был не в ущерб нам. И продавала она эти миндальные пирожные - по госцене. По 15 копеек. Напомню, то была единая цена, по которой их можно было купить где угодно, а будь у нас в школе какие-то скидки - так мы б сами погрязли в "спекуляции", не давая Тёте Тане ни единого шанса :-)


Итак, отметим следующее. Поставка пирожных в школьный буфет, где они продаются учащимся по единой госцене, вполне покрывала потребности школяров в оных пирожных. После чего буфетчица продавала на улице очевидный "сюрплюс". По той же цене, что были и у нас в школе, и везде. Зачем бы ей это делать?


Ну, первая мысль, конечно, напрашивается такая, что в поставке пирожных на школу закладывался некий процент "усушки, утруски, потери товарного вида". То есть, некая часть этих пирожных просто списывалась априори. Но, возможно, эта "закладка" превышала реальную потерю пирожных. И вот то, что могло бы быть списано, но реально было можно продать - Тётя Таня и продавала. На свой карман. И молодец, в общем-то.


Ещё можно предположить, что у пирожных был срок реализации, и когда школьники, суки такие, не схавали, - приходится на сторону продавать. Или, тупо, план продажи.


В общем, если кто из моих читателей когда-либо работал в школьном буфете в советское время - рад был бы разъяснениям.
Сам я - с подобным бизнесом лишь в середине девяностых соприкоснулся, когда Партия заставила меня экстерном закончить барменскую школу и втереться в один нужный кабак.
И я скажу, что трёхнедельная моя работа там барменом - это был очень классный и познавательный экспириенс. Правда.


С того дела - вынес один очень мудрый, хотя довольно абстрактный анекдот, который и сейчас иногда использую, в разных ситуациях.


"Подходит к стойке чел, говорит:
- Бармен, 50 грамм водки мне!
Бармен берёт стопку, наливает. Чел достаёт мерник, переливает туда, провозглашает:
- А вот вы и попались! Тут всего 40 грамм. Так что, извольте уплатить штраф 100 рублей!
Предъявляет удостоверение.
Бармен, ни слова ни говоря, достаёт из кармана сто рублей.
На другой день. Тот же чел, тот же заказ, и опять - 40 грамм вместо 50. Опять - бармен отдаёт сто рублей штрафа.
И на третий день - та же картина. Чел просит пятьдесят грамм, удостоверяется, что ему налили сорок, и - вопрошает:
- Слушай, друг! Ну ты ж ведь меня знаешь уже, ага? Знаешь, что я - инспектор. И что я - оштрафую. Так кой же болт ты не наливаешь мне 50 грамм, как положено?
Бармен, меланхолично:
- Знаешь, друг, я лучше тебе каждый день по сотке штрафа давать буду, чем - РУКУ СОБЬЮ! :-)



Другие статьи в литературном дневнике: