Обсуждали с приятелем

Артем Ферье: литературный дневник

методы транспортировки негров из Африки в Новый Свет в 17-19 веках. Сошлись во мнении, что это было какое-то безумие.


Несчастных негров укладывали в трюме чуть ли не как шпроты, в два-три "этажа", с зазором в пару футов. Гиподинамия, удушье, полнейшая антисанитария. И так - недели две (это если в шторм не угодишь). Неудивительно, что до половины, а то и более, негров не выдерживали этого издевательства и отдавали богу душу (порою - и все задыхались, как на "Святой Анне").


По-моему, это чудовищно непрактично. В конце концов, ты везёшь товар, за который уже заплачено и который надеешься продать. Так создай ты нормальные условия, минимизирующие порчу этого товара!


Приятель, правда, выдвинул гипотезу, что таким образом происходила "селекция и фильтрация". В смысле, выживали самые стойкие, за которых уже можно было заломить цену. По принципу - "что их не убивает - то делает сильней". Но по мне - это всё же глупость.


Во-первых, лагеря для проверки на выносливость (и даже - для закалки) можно было учредить прямо в Анголе. И обговорить с местными добытчиками, что платишь только за тех негров, которые пару недель протянут без проблем (чтоб неповадно было совсем уж дохлеродов притаскивать). В любом случае, это было бы выгоднее, чем тащить с собой товар через всю Атлантику лишь с тем, чтобы вышвырнуть за борт в ста милях до Бриджтауна.


Во-вторых, заражение дизентерией или тифом - очень редко кого делает сильней. Обычно, в тогдашних условиях, - это убивало со слишком большой вероятностью. Причём - даже здоровых мужиков. И провоцирование эпидемиологической обстановки в трюме - по-моему, не лучшее решение.


Ну и в-третьих, груз ведь включал не только здоровых мужиков, но и женщин, от которых хозяину требуется не столько физическая "неубиваемость", сколько иные качества, и детей, которые по определению пока ещё недоразвитые.


Так что, думается, в подобной варварской и расточительской транспортировке никакого здравого смысла не было, а было лишь - скверное понимание логистики. И возможно, случаи, которые приводятся как особо вопиющие, - были всё-таки характерны для отдельных глупых работорговцев, которые не только морили свой товар, но ещё и допускали огласку этого. А какие-то более вменяемые купцы - создавали приличные условия и благополучно довозили всех (или почти всех) своих негров до другого берега, во вполне товарном виде. И хочется надеяться, таких даже было большинство, а страшные сказки про столь катастрофические потери груза в пути - как раз про отдельных дебилов и неудачников.


Ведь и сейчас в таком бизенесе, как торговля дикими животными, есть всё же вменяемые люди, дорожащие если не своими питомцами, то хоть своими прибылями, и отморозки, готовые чуть ли не сукновальным прессом тромбовать лемуров в контейнер. Они (отморозки, а не лемуры) - обычно и палятся, поскольку всех раздражают своим идиотизмом, и получают заслуженные срока.


То есть, я не хочу, чтобы меня поняли неправильно, так, будто я ставлю знак равенства между работорговлей и контрабандой редких животных. Конечно, нет. Это было бы аморально, по меньшей мере.


Ведь, как ни крути, негров в Африке - во все времена было дохрена и больше, а те редкие виды фауны - впрямь находятся под угрозой исчезновения. И потому я ни в коем случае не могу одобрить охоту на них и бесконтрольную торговлю ими, даже когда эти деяния сопряжены с заботой о сохранности особей. Всё равно - преследовать за это надо. Я лишь хотел сказать, что когда мы перехватываем груз лемуров, уложенных как сардины в банке, - мы не доводим дело до суда. Океан велик... Возможно, мы бы так же поступали и в восемнадцатом веке, когда б перехватили шхуну с издыхающими в нечеловеческих условиях неграми. Хозяев - за борт, и вся недолга. Просто - чтоб почистить генофонд человечества от идиотов, портящих хорошие вещи.


Но при этом, к собственно торговле "чёрным золотом", как к явлению, - разумеется, я не испытываю антипатии. В исторической перспективе - она оказалась весьма благотворна. Не только позволила подняться Британии, а потом и Штатам, на использовании сверхэффективного рабского труда, но и - мы до сих пор вкушаем лучшие её последствия. Прежде всего - культурные. Тут даже лишним было бы перечислять имена потомков тех обитателей трюмов, что так обогатили американскую и мировую культуру, со своим неподражаемым колоритом. Я бы сказал, даже эти ниггерские сердитые стенания по поводу "четырёхсотлетнего рабства" - довольно прикольная штука.


Так что, конечно, их стоило изъять с родного материка, перетащить через океан, немножко постегать бичами, немножко потретировать - чтобы наконец они почувствовали себя людьми и даже стали ими в полной мере. Одна только лишь штатовская негритянская туса - куда ценнее всего чёрного населения собственно Африки за все времена (а есть ведь ещё и бразильские негры, которые тоже зажигают нипадецки).


Разумеется, хорошие традиции следует продолжить. И как же славно, ей-богу, что нынче в один Ил-76ДТ можно напихать хоть полтысячи негров, и уж за десять часов лёту - вряд ли кто околеет. Вот так прогресс приходит на службу гуманности и рачительности.


Хотя, конечно, после Реконкисты основная часть туземного человеческого ресурса будет использоваться там же, в Африке. Нет, найдутся и в России эстеты, желающие иметь в прислуге "арапов", но, как и в прежние времена, импорт рабов из Африки в метрополию едва ли будет иметь промышленные масштабы (если уж на то пошло - под боком ведь Китай, а ещё ближе - Тамбовская и Воронежская области).


Поэтому, честно, не думаю, что российский бизнес повторит чудовищные ошибки английских торговцев, допускавших потерю половины товара в пути, несмотря на всю нашу национальную безалаберность. Нет, предполагается, что тех негров, которые пройдут конкурс на поставку в Россию - будут беречь.



Другие статьи в литературном дневнике: