Леонид Цальман - полученные рецензии

Рецензия на «Два дерева» (Леонид Цальман)

Тора ,Брейшит . И сказал Адой - ной (Господь ) сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными . И сотворил Адой-ной человека по образу Своему ,мужчину и женщину . И сказал им плодитесь и размножайтесь .
И был вечер ,и было утро , день шестой .
Так совершены небо и земля и все воинство их к седьмому дню дела Свои которые Он делал и почил в день седьмой и освятил его ,ибо в этот день отдыхал от всех дел Своих которые творил и созидал .
И сказал Адой-ной не хорошо быть человеку одному ,сотворю ему помощника ,соответственно ему . И навел Адой-ной на человека крепкий сон и когда он уснул ,взял одно ребро его и закрыл то место плотию . И создал Адой -ной из ребра взятого у человека жену и привел ее к человеку и сказал ,вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей , она будет называться женою ибо взята от мужа .
Я так понимаю ,что это произошло на восьмой день , ведь в седьмой день Творей отдыхал . Но ведь как говорится в Торе ,Творец на шестой день сотворил и мужчину и женщину и сказал плодитесь и размножайтесь , это подразумевает наличие детородных органов .Как вы можете объяснить это несоответствие , может где то сказано об этом ?

Владимир Ростовский 2   20.12.2023 19:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир,
благодарю за внимание к моей записи.
Ваши вопросы касаются соображения, автором которого являетесь вы.
я не могу на вопросы ответить, извините.
Рад буду вашему комментарию на мою запись "Два дерева".
Леонид Цальман

Леонид Цальман   23.02.2024 21:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хазарский след. Этимология слова жид» (Леонид Цальман)

Ключевые слова - Народ имеет право называть так как он желает и давать название другим народам такие какие он хочет .Если евреи считают ,что слово жид оскорбительное для них , так это их проблемы . Так уж исторически сложилось . Русских ведь называют кацапами и ,что ? По вашей версии жидами европейские ортодоксальные евреи призрительно называли хазарских евреев караимов ,т к считали ,что у них неправильная вера в Творца . А гойи услышав слово жид стали называть всех евреев ну ,что они будут разбираться кто правильный еврей ,а кто просто жид .
Когда рухнул железный занавес и можно стало родственникам приезжать в Россию ,к нам из Польши приехали родственники ,польские евреи .Радушно встретили ,накрыли стол ,покойный ныне дедушка Ицхак спросил как там им евреям живется в Польше в Израиль не собираетесь ? На ,что тетя Рая сказала ,что они не евреи ,а жиды и в Польше это слово нисколько неунизительное . Тетя Рая была врач гинеколог образованный человек . Лицемер это человек у которого нет смелости сказать то о чем он думает . Поэтому ему приходится говорить одно ,делать другое .

Владимир Ростовский 2   07.12.2023 19:27     Заявить о нарушении
Жид (жидъ) - общеславянское слово с значением "иудей, еврей". До 9 века оно фиксируется во всех славянских языках, включая ныне вымершие. В современных польском, словацком, словенском, чешском языках "жид" до сих пор означает "еврей" в нейтральном смысле. Предполагается, что первоначально слово вошло в язык южных славян, воспринявших его у романоязычного населения Балкан (у румын есть словечко "жидан/жиданкэ" - jidan/jidanca) - из далматинского языка, ныне вымершего, где это слово реконструируется как "(д)жудэу".
Слово жид с течением времени приняло в русском языке оскорбительное значение и стало заменяться нейтральным "еврей". То же самое произошло, например, в болгарском - "евреин". Интересно, что у чехов и словаков оскорбительными стали слова cikan/cigan - цыган, которые теперь остались только в народных песнях и старинных литературных произведениях. Сейчас нейтральное обозначение цыган у чехов и словаков - "ром/ромовэ"-rom/romove (цыган/цыгане).

Алексей Аксельрод   07.12.2023 22:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир Ростовский!
Благодарю за внимание к моей записи и ваш комментарий.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   08.12.2023 16:29   Заявить о нарушении
Запрет позорить и оскорблять ( албанат паним )
Нельзя обращаться к человеку по прозвищу ,нельзя этого делать если ваша цель обидеть его. Хорошо поступает тот ,кто не обзывает других людей ,прозвищами . Мудрецы говорили ,что тот кто придумывает другим клички ,прозвища ,теряет свою долю в будущем мире .
Прозвища ,клички бывают только у животных .

Владимир Ростовский 2   11.12.2023 20:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Этимология слова Бублик» (Леонид Цальман)

В Москве в 60е - начале 70х хала продавалась в любой булочной. Стоила чуть дороже регулярного батона.

Леонид Кряжев   04.11.2023 23:16     Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид Кряжев!
Спасибо за внимание к моей публикации.
Творческих успехов вам.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   08.12.2023 16:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Обрезков!
Спасибо за внимание к моей публикации.
Творческих успехов вам.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   14.01.2024 13:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Библейские представления о естествознании» (Леонид Цальман)

Вы стараетесь сами понять текст. Это вполне по-еврейски. Сочувствую.
В двух местах я с вами не согласна.

1 "Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека." Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны.

2. "Иов нашёл причину своих несчастий, которую искал: отсутствие стремления к получению знаний." По тексту, Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано.

Это не значит, что искать зависимостей вообще не надо. Можно как-то догадываться о том, как вещи работают ("прозрения","откровения" как вы сами пишете). Но понять - не дано.

"«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17)."

В выводах мы с вами согласны, в основном.

Марина Сапир   02.08.2023 16:33     Заявить о нарушении
Уважаемая Марина Сапир!

Благодарю за ваши замечания.

1. Утверждение в моей записи:"Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека". Вы не согласны: "Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны"

В доказательству моего утверждения я обращусь к вашей мысли. Вы отмечаете науку качеством «любознательность». Как раз "любовь к знаниям" позволяет науке заявлять, что она может выполнять социальную функцию: определять причины недугов человека.

Я понимаю библейский текст так: Иов до трагических событий был не любознательный, а любопытный по своей природе учёный, и этим превосходил окружающих его. Иов не стремился к знаниям. Он не знал существующие в природе связи между несчастием и его причиной, искал и не находил эти связи вне науки.

2. Иов своими знаниями не мог определить причину своих несчастий. У него их не было. Иов кроме богатого от природы любопытства имел богатое от природы воображение. Мир природы позволил ему представить себя в образе человека с недостаточными знаниями и извинится за утверждения, что обладает знаниями. Когда Иову было дано узнать причину своих несчастий и согласится, что у него нет знаний, то за это получил награду.

3. «Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17). Здесь «этого» − «дела Божии» (Екклесиаст 8:17а). Знания о мире бесконечны и понять их человеку − дано. История науки об этом свидетельствует.

4. Вы считаете: «Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано». Не могу согласиться с вашим заключением. Ведь тогда нужно иначе объяснить умиротворение Иова и ответить на вопрос: за что Иов получил награды?

Леонид Цальман

Леонид Цальман   20.08.2023 11:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид

Мы с вами понимаем слова "наука" и "ученый" по-разному совершенно, спорить бесполезно.

Но у вас есть важный вопрос:"за что Иов получил награды?".
Иов был награжден, а его друзья наказаны. Друзья говорили, что человек страдает из-за своих грехов. Из этого они делали вывод, что Иов - грешник. А Иов знал, что он - праведник. Поэтому он не верил, что причина страданий - собственные грехи. Несчастья посыпались на невинного человека, и, значит, вообще неверна идея, что несчастье - наказание. Раз он страдает, то и другие страдающие могут быть праведниками. Это - совершенно новое понимание, открытие Иова. И за это-то открытие Бог его и наградил. Иов был под сильным давлением друзей. Тем не менее, он пошел против всех и настаивал на своем понимании. За это тоже Бог его наградил.

Марина Сапир   20.08.2023 15:58   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина,
я благодарю вас за ваши комментарии к записи. Комментарии критике не подлежат. Считаю долгом как автора записи защищать свои убеждения.
Всё, что я пишу, могу подтвердить библейским текстом. Иов знал, что он праведник. Несчастья посыпались не на невинного человека. Иов знал, что с ним может произойти плохое, знал, что это и случилось, считал, что его несчастье есть наказание. Учёный искал причину несчастий и нашёл её. Причина - отсутствие знаний. Дом не разрушился, если имел крепкий фундамент. Иов образно сказал: Страх перед Богом есть мудрость. То есть с годами понимаешь, что ты должен был больше иметь знаний. Иов сказал: удаление от зла - знания.
Вы предложили совершенно новое понимание книги Иова: за что был награждён Иов. Я не могу найти подтверждение в библейском тексте книги вашего правильного утверждения, что раз страдает праведник, то и другие страдающие могут быть праведниками.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   21.08.2023 17:35   Заявить о нарушении
Вы правы, в тексте нет буквального подтверждения. Моя логика такова.

В тексте много раз повторяется утверждение А: "каждый, кто страдает, сам виноват".

Все верят, что утверждение А верно. Друзья Иова все об этом говорят.

Иов высказывает утверждение Б: "я страдаю, но я не грешен".

Утверждение Б опровергает утверждение А. Из утверждения Б следует: "не каждый, кто страдает, сам виноват". Это и означает, что утверждение А неверно.

Марина Сапир   21.08.2023 17:52   Заявить о нарушении
Насколько мне известно, нигде в Торе Бог не требует знаний и не наказывает за отсутствие знаний. Как раз наоборот. Вся Его речь с Иовом означает, что человек в принципе не может понять Бога. Иов увидел Бога, и раскаялся, что он искал справедливости в человеческом понимании. Нельзя понять Бога.

Марина Сапир   21.08.2023 18:03   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина,
действительно, нигде в Торе Бог не требует от человека стремления к знаниям. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание.

Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его природное стремление к размножению, овладевание ресурсами земли, необходимость в растительной и животной пище.

Бог не наказывает Иова за отсутствии знаний, а показывает к чему приводит НЕ стремление к знаниям.
В Торе сказано о человеках: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1,28).

Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное стремление человека к естествознанию.

Леонид Цальман   22.08.2023 14:20   Заявить о нарушении
Ваша трактовка произвольна и нелогична. Если бы Бог требовал знаний, наказывал людей за отсутствие знаний или отсутствие стремлений к знаниям, он наказывал бы их за это где-нибудь еще.
Мы зашли в тупик. Я сделала все, что могла, чтобы объяснить, почему я с вами не согласна. Вы продолжаете настаивать на своем бездоказательно.

Дискуссия была бесполезной.

Марина Сапир   22.08.2023 14:54   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина!
Благодарю за оценку моего труда.
Благодарю вас за изложение вашего видения темы статьи.
Желаю творческих успехов, Леонид Цальман

Леонид Цальман   24.08.2023 07:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хазарский след. Этимология слова жид» (Леонид Цальман)

......Караимы признавали в качестве Священного Писания книги Танах, призывали почитать Иисуса Христа и Мухаммеда как Пророков......

Каким образом они могли признавать Иисуса Христа и Мухаммеда, как Пророков если Танах или Тора является для них каноном веры не подлежащей даже при копировании никаким изменениям ,а в ней ни Иисуса Христа и Мухаммеда не упоминается?

Александр Ресин   31.07.2023 22:06     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Ресин.

Спасибо за внимание к моей статье.
Я не отвечу на Ваш вопрос, так как он затрагивает тему богословия. Извините.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   01.08.2023 09:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Списки переселенцев» (Леонид Цальман)

удивительно ....
заставляет думать
спасибо большое
с уважением Олег

Олег Устинов   21.07.2023 05:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Олег Устинов!
Спасибо за отзыв к моей записи "Списки ...".
Желаю творческих успехов, Леонид Цальман

Леонид Цальман   21.07.2023 17:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вторение - мать учения. Этимология слова второй» (Леонид Цальман)

"Слово «торить» образовало слово «вторить»."
Неправда. Основа "тор" означает проложенную дорогу. Затор - задержка, препятствие на пути; "торос" - нагромождение льдин, мешающее течению реки. Восходит к праславянскому "*търъти" - тереть, топтать, ходить по одному и тому же месту. В русских диалектах "торить" имеет значения "торопить, понукать, упражнять, задерживать, на/учиться, т.е. поднаТОРеть, проводить время". Корень "тор" находим также в словах "приторный и то/а-роватый" с значением "избыточный, щедрый".
К Торе, как к "учению, наставлению", не имеет никакого отношения.
Не имеет глагол "торить" никакого отношения и к словарному гнезду "повтор, второй, вторить, вторник", поскольку это гнездо - общеславянского происхождения (чешское utery, польское wtory, болгарское втори) и восходит к *въторъ (последующий), родственному др.индийскому vtaram (дальше) и авестийскому vitara (дальше), а также балтскому a|u(n)trs, готскому anthar, немецкому anderer, английскому other, испанскому otro - другой.

Алексей Аксельрод   16.09.2022 10:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Аксельрод!
Вы прочитали моё утверждение: "Слово «торить» образовало слово «вторить»".
Вы посчитали, что оно есть «Неправда».

Я считаю, что Ваш вывод неверен.

Моё объяснение: «Торить», я понимаю, может иметь значение: «учить», «писать». Глаголы «учить», «писать» описывают незаконченное действие.
Можно сказать:
Слово «учить» образовало слово «выучить».
Слово «писать» образовало слово «вписать».
Слово «лить» образовало слово «влить».

Также, я считаю, можно сказать:
Слово «торить» образовало слово «вторить».
Глаголы «выучить», «вписать», «влить», «вторить» описывают законченное действие.

2. Вы пишите: «Основа "тор" означает проложенную дорогу. Затор - задержка, препятствие на пути; "торос" - нагромождение льдин, мешающее течению реки. Восходит к праславянскому "*търъти" - тереть, топтать, ходить по одному и тому же месту».
Я с Вашим утверждением согласен.

3. Вы пишете, что корень "тор" находится в словах «приторный» и «то/а-роватый» со значением «избыточный» и «щедрый».
Я не считаю, что корень "тор", образующий слова "тор" (проложенная дорога), "затор", "торос", образует слова «приторный» и «тороватый» в значении, соответственно, «слишком любезный, показательно умный» и «разумный». Основа слов «приторный» и «тороватый», я считаю, является слово библейского иврита «тора», означает «учение».
Спасибо за ваши комментарии, Леонид Цальман

Леонид Цальман   16.09.2022 11:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Толкование слов Шеш беш» (Леонид Цальман)

Спасибо, Леонид, за обстоятельный рассказ, с любовью к нардам написанный.
Сам я в эту игру даже играть не умею. Но уважаю. В море раньше резались не на жизнь, а насмерть: "Дай коша, дай коша!" - вопили в азарте, бросая кубики на доску. Правда, что такое "кош" (или "коша") я тоже не знаю точно, но, верно, это то же, что джекпот в карточной игре.

С пожеланием творческих успехов!

P.s. А как, право, было бы здорово, чтобы все люди на земле резались не на жизнь, а насмерть только в нарды, а не ставили миллионы чужих жизней на кон.

Андрей Жеребнев   16.09.2022 04:22     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Жеребнев!
Спасибо за отзыв к моей записи о нардах.
В нардах есть рок, мольба и торжество справедливости.
Желаю творческих успехов, Леонид Цальман

Леонид Цальман   16.09.2022 12:09   Заявить о нарушении