Леонид Цальман - полученные рецензии

Рецензия на «Этимология слова милый, миленький» (Леонид Цальман)

"Милый" может иметь несколько значений и зависит от тона, которым произнесено. Например:Мой милый, что тебе я сделала?(Цветаева). Другое значение: Знаешь, мой милый,шел бы ты своей дорогой.Какое уж тут наполнение.

Людмила Хоцияр   29.07.2019 16:05     Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила,
выражение «мой милый», независимо от тона, которым оно могло быть произнесено, возможно, относится к древним словам русского языка. Это слово определяет для женщины мужчину, который может дать ей ребёнка. Выражение «мой милый» образовалось, видимо, от слова библейского слова иврита «милуй» (наполняйте).
Благодарю за комментарий.Леонид.

Леонид Цальман   29.07.2019 22:10   Заявить о нарушении
Причем тут иврит? Вы наверное удивитесь, но не все языки произошли от иврита. Таких совпадений много. Например:английское cold и русское холод похожи по звучанию, но произошли совершенно независимо друг от друга.

Людмила Хоцияр   30.07.2019 00:10   Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила,
в русском языке есть слова, образованные словами иностранных языков. Я высказываю догадку, что слово «милый», независимо от тона, которым оно могло быть произнесено, образовалось от слова библейского слова иврита «милуй» (наполняйте).
Благодарю за комментарий. Леонид.

Леонид Цальман   30.07.2019 02:25   Заявить о нарушении
Милуим тоже из библии? Милуим может иметь значение "наполнения". Но милый- не из той оперы.

Людмила Хоцияр   30.07.2019 06:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила,
слово "милуим" образовало слово библейского иврита.
Интернет. Вот слова р. М.-М. Гитик: На языке Торы слово "милуим" происходит от корня "лемалэ" (наполнять) и означает приготавливать к определённому назначению, наполнять. Отсюда, например, "авней милуим" - драгоценные камни, вставляемые (наполняющие) в эфод (нагрудник) первосвященника. И Моше семь дней подготавливает исполнение (от корня полнота) функции Храма. Так что в случае со словом "милуим" «возродители иврита» сделали довольно удачный выбор. Ведь призыв резервистов подразумевает их подготовку, а также пополнение рядов военнослужащих.

Как Вы представляете происхождение слова "милый"?

Спасибо за комментарий. Леонид

Леонид Цальман   30.07.2019 23:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Этимология слова милый, миленький» (Леонид Цальман)

И мне тоже кажется, что возраст "начинки" - 1000 лет, о чем и зашла речь в Повести "Временных лет" - о романе Змея с Менорой.
И даже кажется, что реальная ИсТория веков на 10 - короче "Новой эры". А Вы как думаете?

Владимир Середа   16.06.2019 04:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир Середа! Спасибо за внимание к моей записи. Буду благодарен за Ваш комментарий.

Леонид Цальман   17.06.2019 08:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово харить» (Леонид Цальман)

Одна из Харит...
постоянная спутница Гермеса, Афродиты и Диониса.
В древней Греции одна из мифологических богинь красоты, радости.

Веками шла трансформация от красивого лица богини и что получилось:
ХАРЯ 1. Лицо, физиономия (простореч. вульг.). Худая харя зеркала не любит. Поговорка. Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха. Чехов. Хоть бы черной краской хари вымазали, чтоб на арабов-то походить. Лейкин. Он ухмылялся всей своей волосатой харей. Л. Леонов. 2. Маска, личина (старин.). Маскарадные хари. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Морда, физиономия, рожа, физия, рыло, харя, мурло, ряшка, ряха, МАСКА.

Харить..., всё связано с лицом или харей (бл.).
Значением извращения убили первоначальное..., хариту.

Владимир Конюков   12.08.2018 16:29     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир Конюков!
Благодарю за комментарий к записи.

Леонид Цальман   18.08.2019 09:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Этимология слова милый, миленький» (Леонид Цальман)

Мило... миленько... Так можно сказать о чём-то,
что вызывает приятные ощущения, нравится.

Господи, помилуй! Это совсем другое. И тут уже
недалеко до помилования - "помиловки".

А вот наказ молодожёнам - живите, милуйтесь.
Это действие в отношениях.

Кто-то и своего прибавит. Мне у Вас понравилось.

Спасибо.

Дарья Михаиловна Майская   05.08.2018 07:06     Заявить о нарушении
Уважаемая Дарья Михайлова!

Благодарю за Ваш комментарий к записи.

Леонид Цальман   05.08.2018 18:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова, образованные библейским ивритом» (Леонид Цальман)

слушала недавно ради интереса одного деда бородатого на ютубе, одного из тех, кто на "прямой связи" с богами - таких много сейчас и все вещают.
одни с ведическими, другие со славянскими, но не ведическими, но не суть.
суть в том, что дед заявляет. что верить можно только устной передаче знаний.
народ в зале озадачился и кто-то задал умный вопрос
дед насторожился и спросил: "а ты откуда это узнал, из книг?"
- да, из книг, - отвечает голос из зала.
- так вот, бросьте это гиблое занятие, книги читать, все книги написали евреи!
о, как!дед дал самое широкое понимание еврея - это все, кто пишут, читают и голову этим другим морочат и мешают слушать богов по устной передаче)
ну, это я так...))))
позже зайду подробно прочесть, интересно)

Хома Даймонд Эсквайр   25.04.2018 04:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Хома Даймонд Эсквайр!
Благодарю вас за комментарий.

Леонид Цальман   18.08.2019 09:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Этимология слова милый, миленький» (Леонид Цальман)

Любить меня мой милый не готов.
А я люблю до самых потрохов.
С улыбкой.
Спасибо за ваши оригинальные догадки, Леонид.

Кира Крузис   27.02.2018 18:02     Заявить о нарушении
Уважаемая Кира Крузис!

Благодарю за Ваш комментарий.

Леонид Цальман   18.08.2019 04:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хазарский след. Этимология слова жид» (Леонид Цальман)

"Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».
В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".
"Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования"
Первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. До сих пор в чешском языке сохранился рудимент "в Чехах а на Мораве", т.е. в Чехии и Моравии. Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды"
"Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев"
Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.
"В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."
Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?
"Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея."
Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?
"окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"
Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).
"Евреи с исторических времён жили в странах Западной Европы."
В странах Западной Европы иудеи появляются в римское время (достоверно - с 1 в. н.э.), в Восточной Европе - не позднее 4 в. до н.э. (в греческих городах на западном и северном побережье Черного моря, например, в Гераклее Понтийской).
"Но есть письменные свидетельства о том, что в тех или иных славянских землях евреи жили в начале XI века."
После разгрома Хазарского каганата три хазарских рода присоединились к венгерским племенам и очень быстро подверглись мадьяризации (никакого следа от них, кроме топонимов, не осталось). Часть беглецов, утративших племенные связи, осела на современной Украине и в Польше, где также подверглась ассимиляции; иудейский язык и религию сохранили, как правило, не этнические хазары, а этнические иудеи - главным образом торговцы в Хазарском государстве, веками жившие в Хазарии. Интересно, что один из иудеев (не факт, что это был выходец из Хазарии) сделал карьеру при дворе Андрея Боголюбского ("памятуешь, в каких портах аз приял тебя, жидовине?")
"Несчастного еврея Янкеля с семьёй вместе с несколькими другими еврейскими семьями, которые жили среди славян, запорожские казаки ведут топить в реку"
Здесь надо иметь в виду, что поляки проводили политику переселения польских евреев на подвластные польской короне украинские земли и передачи исключительно им права держать шинки и вести финансовые операции, что вызывало протест у местного населения и ненависть к "жидам". В ходе войн эпохи Богдана Хмельницкого погибло от казаков и украинских крестьян до 80 тыс. евреев - используя ненависть народа, украинские власти изымали таким образом деньги для ведения освободительной войны против поляков.
На мой взгляд, слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и действительно восходит к латинскому iudeus.

Алексей Аксельрод   25.01.2018 12:27     Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод. 25.01.2018. Комментарий на статью «Хазарский след. Этимология слова жид».

Замечания автора статьи к выводам комментатора.

1. Цитата: "Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».

Комментатор: В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".

Автор. В единственном числе слово «жидовин» употреблялась в древних памятниках на глаголице, как Зографское Евангелие (конец X или начала XI века), Мариинское Евангелие (XI век), Ассеманиево Евангелие ( XI или X век) и на кириллице, как Остромирово Евангелие (XI век) и Архангельское Евангелие (XI век). Возможно, «Жид» – это измененное древнерусское слово «жидовин».

2. Цитата: "Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования".
Комментатор: первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. (…) Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды".

Автор: Арабское выражение «аль-джуд валь-карам» (щедрые и благородные) образовало хазарское название караима-иудея – «джухуд». Комментатор статьи, я понимаю, не согласен с такой догадкой. Он считает, что «слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и восходит к латинскому «iudeus». Его утверждение, на мой взгляд, неверное. (См. п.1). Ведь форма «жидовин», а не «жид» употреблялось в славянских письменных памятниках.В Азербайджане и Дагестане современное название иудея– «джууд», это тюрко-персидский термин. «Джугьур» – самоназвание горских евреев. Вероятно, эти слова появились в результате трансформации арабского термина «джууд». На Руси название караима-иудея – «жидовин». Не слово «жид», а слово «жидовин». Так по правилам словообразования, по которым славянское слово «раввин» сформировалось от слова иврита «рав» (великий).Слово с окончанием «ин» определяет человека, который принадлежит определенному обществу. Примеры таких слов: татарин, селянин, горожанин, лютеранин и, конечно, хазарин, жидовин. Слово «жидовин» преобразовалось в слово «жид». Я высказываю догадку, как и когда это произошло. Часто пренебрежение к людям в обществе показывается сокращением или искажением названия национальности. Немцы называли евреев «Jude», «юде», а обидным для еврея в Германии было это слово в сокращенном виде: «Jud» («юд»). Слово «жид» образовалось от сокращения слова «жидовин» и стало славянским словом – обозначением и названием иудея. Это произошло, видимо, во времена создания литературного произведения «Слово о Законе и благодати» (середина XI века), утвердившего христианское самосознание на Руси. Иудеи стали считаться врагами христианской веры. А в быту славяне стали обозначать иудеев пренебрежительно «жидами», в первую очередь как нещедрых людей (Словарь В. Даля, запись жид: «скупой, скряга, корыстный скупец»).

3. Цитата: "Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев".

Комментатор: Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.

Автор: Полная цитата: «Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев, но в славянских землях материальных следов религии хазарских иудеев обнаружить не удается». Это мысль принадлежит историку (Флеров В., статья «Какую роль сыграли хазары в Российской истории и в истории евреев?». Газета «Еврейские вести». Киев, 2006).
Вот текст из статьи В. Флерова: «Исторический факт сомнений не вызывает, и это принято всеми историками – Хазария приняла иудаизм, но, к сожалению, материальных следов иудаизма пока обнаружить не удаётся».
Я привел эту цитату и указал автора цитаты в книге: Леонид Цальман. «Бегемот», Или опыты толкования слов». Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2010. И в другой книге: Леонид Цальман. Прикосновение словом. Комментарии к книгам Библии. Толкования библейских слов. Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2017.
Мысль историка В. Флерова можно понимать так: в Хазарию проникла религия иудеев, но в славянских землях следов материальных её не обнаружено. Я в своей статье высказал догадку, что “следы хазарских иудеев“ в истории славян остались. Они не материальные, но значимые. «Следы» можно обнаружить, а, вернее сказать, услышать. В этом портале в статье «Рассеянные слова» приводится моя догадка об источнике образования некоторых славянских слов – из слов хазарских иудеев. Российский ученый С.М. Дубнов (1860-1941) утверждал, что после разгрома каганата киевскими князьями «часть хазар переселилась в Крым, часть рассеялась по русским землям». Некоторые хазарские слова "рассеялись" в русском языке. Некоторые славянские слова, образованы, вероятно, из слов хазар-иудеев.

4. Цитата: "В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."

Комментатор: Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?

Автор: Оценка смысла текста статьи, возможно, изменится, если прочитать предшествующие предложения: «… Киевский князь, язычник, Святослав в 965 году разгромил Хазарию. Киевский князь Владимир, христианин, в 988 году – исторически небольшой срок спустя – насильно крестил свой народ. В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское». Князья Хазарии, караимы, управляли в течение длительного времени каганатом. Н.М. Карамзин писал о хазарах: «Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере, Летописец наш, отобразив бедствия, претерпленные народом его от жестокости Обров, не говорит ничего подобного о Козарах» .

5. Цитата: "Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея".

Комментатор: Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?

Автор: Историки считают, что хазарский каган Обадия сделал ортодоксальный иудаизм государственной религией. Реформа кагана Обадии не прошла спокойно. Византийский император и историк Константин Порфирородный (905-959) писал о хазарах того времени: «Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали». Вследствие принятия руководством Хазарии ортодоксального иудаизма, у них сложились неприязненные отношения с христианской Византией. В XI веке Хазария прекратила своё существование. Какова судьба хазаров-иудеев на славянских землях? Вероятно, некоторое количество хазарских евреев-караимов совершили «алию» в Иерусалим, где была богатая и влиятельная караимская община. Какое-то число иудеев-караимов, как часть хазар, «рассеялись» (С.М. Дубнов. «Краткая история евреев». С.-Пб., 1912) среди славян.
Хазарские иудеи после разгрома Хазарии влились в ортодоксальные еврейские общины Европы. Хазарские иудеи-караимы, хазарские евреи-ортодоксы, рассеянные в поселениях славян, пришли в начале XVI века в защищенные властью иудейские общины Центральной и Восточной Европы, которые веками ранее переселились из Западной Европы. «Жид» – уничижительное обозначение хазарского караима, живущего вне еврейской общины, и оскорбительное слово для еврея-ашкенази, живущего в еврейской общине, “Jud“ (не “Jude“) слились в славянское слово “жид“.

6. Цитата: "окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"

Комментор: Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).

Автор: Водка по определению – это крепкий алкогольный напиток на основе воды. Лучше сказать: сладкая водка «Кеглевич», так как при её изготовлении применяются различные фрукты. Название алкогольного напитка на этикетках бутылок такое «Keglevich Vodka». Крепость этого напитка, указано на бутылке, встречается разная, от 18 до 40 градусов.

Леонид Цальман 28.01.2018, 22.09.18

Леонид Цальман   22.09.2018 11:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Аксельрод!
Благодарю Вас за комментарии.

Леонид Цальман   18.08.2019 09:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хазарский след. Этимология слова жид» (Леонид Цальман)

Помните у Хазанова:
Почему-то в России говорят - "Лицо кавказкой национальности" а "Морда, так жидовская"...
И ещё у Пушкина - Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...

Михаил Ганкин   25.01.2018 07:57     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил Ганкин!

Благодарю за Ваш отзыв.

Леонид Цальман   18.08.2019 04:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова, образованные библейским ивритом» (Леонид Цальман)

Очень интересно.
Относительно слова "бой", не утверждаю, но интересен ингушский буквальный перевод "бо-сирота, бой-сироты" Война это сироты.
С уважением

Галл Гелиа   10.05.2017 00:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Галл Гелиа!

Библейское слово «бо» (иди) – это обращение Бога к Моисею, призыв к подвигу: пойти к фараону. Слово иврита «бо», “боу“ в значении “пойдем“, образовало слово «бой» и «бойцы» – призыв к подвигу ратников: «бой уроем, на ура, когда все бойцы бросаются вдруг» (Словарь В. Даля, запись «бой»).

Ваше предположение о связи слова ингушского языка «бо» (сирота) со словом библейского иврита «бо» (призыв к подвигу)- думаю, верное. Сирота – это сын погибшего или умершего героя, бойца. спасибо за комментарий.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   10.05.2017 12:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово харить» (Леонид Цальман)

Знаете, Леонид, я с детства полёживаю в окружении словарей, НО слово "харить" не встречал НИКОГДА???????????? Думаете, парадокс)))))))))
Алексей..

Станов Алексей   16.03.2017 14:30     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей!

Благодарю за Ваш комментарий.

Думаю, что неожиданного и странного в Вашем суждении нет. Леонид.

Леонид Цальман   30.03.2017 13:35   Заявить о нарушении