Хазарский след. Этимология слова жид

В статье рассматриваются два вопроса, даже три. Как возникло слово «жид»? «Жид» – это измененное древнерусское слово «жидовин». Откуда и когда на Руси появились «жидовины»?  Общепринято мнение, что в древнерусских письменных источниках «жидовины» - это жители Хазарии. Кто были «жидовинами» в Русском государстве в Средние века, когда Хазарский каганат уже не существовал?

Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев, но в славянских землях материальных следов религии хазарских иудеев обнаружить не удается. Объяснить такое положение можно тем, что Киевский князь, язычник, Святослав в 965 году разгромил Хазарию. Киевский князь Владимир, христианин, в 988 году – исторически небольшой срок спустя – насильно крестил свой народ. В силу чего искоренялось на Руси все языческое и иудейское.

Однако “следы хазарских иудеев“ в истории славян остались. Они не материальные, но значимые. «Следы» можно обнаружить, а, вернее сказать, услышать.

Известно, что иудеи были одним из народов Хазарского Каганата. Российский ученый С.М. Дубнов (1860-1941) утверждал, что после разгрома Каганата киевскими князьями  «часть хазар переселилась в Крым, часть рассеялась по русским землям».  Хазар-иудеев никто не уводил в «вавилонский плен». Один такой «след» истории хазар – слово славянских языков «жид», обозначающее хазарского иудея.

                Обидное слово
Каждый раз после участия в волонтерской программе “Сар Эль“ (это не коммерческая, не религиозная и не политическая израильская организация, дающая возможность добровольцам из разных стран мира принять участие в жизни страны) я оставался работать в Израиле для «себя». Нужны были деньги для компенсации расходов на проезд в Израиль, для содержания семьи в Украине. Раз я трудился в гостиничных комплексах Мертвого моря. Жил в городе Арад в общежитии. Там часто два друга, русский и еврей, в дни отдыха от тяжелого труда, окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич", начинали свару. Скоро в их компании раздавалась угроза: “Миша, прекрати ругаться, а то скажу!“. Какое слово скажет русский еврею в ссоре, было понятно: жид.

В Толковом словаре русского языка В.Даля запись «жид» есть, а записи «еврей» нет. Так однозначно по словарю определяется, что слово «еврей» – пришлое, а слово «жид» принадлежит русскому языку.

Обозначение иудея как «жида» содержалось в документах Российской империи до конца XVIII века. То есть оскорбительного значения слово «жид» не имело. Оно было и народным и официальным словом. Но так перестали считать сами иудеи. Вот известная версия образования слова “еврей“ в русском языке. К императрице Екатерине Второй, которая путешествовала в 1787 году по южным землям России, обратилась делегация иудеев с просьбой запретить именовать их «жидами», так как это слово есть обидное прозвище. Предположение о том, почему евреи считали слово «жид» обидным для себя, выскажем в статье позже. Иудеи просили применять для их названия «более возвышенное библейское слово» – «евреи». Императрица благожелательно повелела, чтобы российских иудеев называли не жидами, а евреями. Историк Г. Ибнеева пишет: «В действительности власть именует их евреями уже в манифесте 1772 г., в котором провозглашалась аннексия белорусских провинций Польши, и говорилось о евреях как о группе, на которую распространяются милосердие и щедрость императрицы».

Откуда и когда евреи появились среди славян?

               
                Евреи в славянских землях

Евреи с исторических времён жили в странах Западной Европы. Что характерным явлением было для жизни еврейской общины? Западноевропейские евреи вне общины не жили. Между еврейской общиной и правителем земли, где евреям позволяли жить, был договор (грамота). В этом документе разъяснялись условия поселения евреев (дома, синагога, кладбище, судопроизводство и др.).

Известно, что при переселении западноевропейских евреев на славянские земли договор между еврейской общиной и правителем земли, где евреи собирались жить, также остался обязательным правилом. Первая известная историкам грамота польского владыки земли была выдана еврейской общине, пришедшей из страны германцев в 1264 году. Это время можно считать началом иммиграции западноевропейских  евреев на славянские земли. Евреев привлекали благоприятные экономические условия жизни, относительная физическая безопасность и религиозная свобода членов еврейской общины.

Но есть письменные свидетельства о том, что в тех или иных славянских землях евреи жили намного ранее, с начала XI века. В отдаленных друг от друга селениях евреи жили самостоятельно, вне еврейской общины, в количестве трех, двух, а то и одной семьи. Такое явление не наблюдалось в Западной Европе. Вот известная история, определяемая XI-XII веками. Греческие евреи-купцы хотели помочь еврею из “общины русской“ совершить паломничество в Иерусалим. С удивлением они узнали, что у этого еврея существует препятствие для далекого путешествия. Оказывается, иудей из русской глубинки “не знает ни священного языка, ни греческого, ни арабского языков, но лишь на ханаанском языке говорят жители его родной страны“. Здесь «ханаанский» язык – местный, то есть славянский язык. В еврейской рукописи XIII века упоминается раввин города Чернигова, который толковал еврейское учение на русском языке.
 
Российский ученый А.Я. Гаркави (1835-1919) утверждал, что разговорный язык евреев, которые жили среди славян с IX по XVII век, до бегства евреев в Польшу от погромов войск Б. Хмельницкого, был на основе славянского языка.

В Западной Европе еврей не жил вне общины, а на землях Польши и Украины проживали среди славян отдельные еврейские семьи со знанием  языка славян. Чем такое положение можно объяснить?

Возможно, единичные еврейские семьи в землях славян Восточной Европы были по происхождению не западноевропейскими ашкенази, а иудеями  Хазарского каганата.

Как и когда оказались евреи в Хазарии?


                Исход евреев в Хазарию

С середины седьмого века персидское государство Сасанидов попала под власть арабов-мусульман. Большая часть населения Персии приняла ислам. С начала VIII века часть иудеев страны, спасаясь от гонений мусульманских правителей, начала переселяться на земли западного побережья Каспийского моря, в горные районы Кавказа и на земли Восточно-Европейской равнины. Персидские евреи появились на территории Хазарии.

Персидские евреи были караимами по вере.

О вере караимов можно узнать из книги «Караимы СССР в отношении этническом», изданной в Симферополе организацией  крымских караимов в 2004 году. Автор книги, духовный и светский вождь караимов С.М.Шапшал (1873-1961)писал: «Вера караимская стабилизировалась, приняв окончательную форму в VII веке н.э. Первоучителем караимов был Анан-ибн-Дауд. Учение это зародилось в Месопотамии, быстро стало распространяться сначала среди евреев – как это было и с христианством, а потом, как и всякая иная вера, проникла в различные этнические среды (…) Общим для караимов и христиан с учением евреев являются Пятикнижие Моисеево и Книги Пророков; причем как христиане, так и караимы не признают другой половины еврейского учения – столь существенного для евреев, а именно – Талмуда (…) Таким образом, караимы, исповедуя Ветхий Завет и признавая пророческую миссию Иисуса Христа (и, как увидим далее, Мухаммеда), а талмудистов за отступников от истинной веры, считают недозволенным вступать с ними в религиозное общение и не допускают брачных союзов с ними».

Известно, что после появления караимов в Хазарии хазарский князь Булан отказался от язычества. В 730 году князь принял веру иудеев и обратил в неё своих подданных.Столица князя, по мнению ученого  Л.Н.Гумелева (1912-1992)находилась в прикаспийской низменности современного Дагестана. Он высказал предположение, что в VII-VIII веках существовавшие там хазарские поселения были полностью уничтожены Каспийским морем.

После обращения в иудаизм князь Булан совершил военный поход на города мусульман. В честь своих побед он выстроил храм, в котором были жертвенник, алтарь и светильники. Форма богослужения свидетельствует о правоте утверждений ученых (А.Фиркович (1787-1874), С.Дубнов (1860-1941)) о том, что князь Булан и его подданные приняли иудейскую веру караимского толка. При хазарском князе Булане многие караимы поселились в Хазарии.

            Караимы помогли хазарскому князю выбрать религию

Известный по литературным источникам спор перед хазарским князем Буланом об истинной вере представителей трех религий: иудаизма, христианства, ислама закончился победой иудея. (Коковцов П.К. «Еврейско-хазарская переписка в Х веке», Л., 1932).

Вера иудея, несомненно, была караимского толка. Ведь результат спора мог быть иным, будь еврей ортодоксом, а не караимом. Нельзя предположить, что христианин, который должен был определить более верную религию из двух: ислама или талмудического иудаизма – выбрал последнюю. Ведь ортодоксальный иудаизм отрицает Христа и его учение. А вероисповедание иудеев-караимов, признающих Христа и отрицающих ненавистные христианину Талмуды, христианин мог признать превосходящим ислам, который не признаёт некоторые важные для христианина догматы. Нельзя также допустить, что мусульманин, который по требованию князя должен был определить более верную религию из двух – христианства или иудаизма – предпочел бы веру галахических иудеев. Ведь ортодоксальный иудаизм отрицает Мухаммеда как пророка и его учение. А веру караимов, признающих пророком Мухаммеда, мусульманин считал превосходящей христианство, которое не признают некоторые важные для мусульманина догмы. Рассуждая таким образом, можно прийти к выводу, что иудаизм в том споре был представлен караимом.

                Щедрость

Караимы признавали в качестве священной книги Танах, призывали почитать Иисуса Христа и Мухаммеда как пророков. Наряду с культом библейских десяти заповедей, особое место у караимов занимала одиннадцатая, по существу, заповедь – заповедь щедрости и милосердия, сыгравшая большую роль в признания авторитета караимов у окружающих их народов.
 
Князья Хазарии, караимы по вере, управляли в течение длительного времени каганатом, в состав которого входили племена и народы, исповедующие ислам, христианство, иудаизм, язычество. Н.М.Карамзин писал ("История государства Российского") о хазарах: «Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере Летописец наш, отобразив бедствия, претерпленные народом его от жестокости Обров, не говорит ничего подобного о Козарах». 

Караимы времен богослова Анана-ибн-Дауда находились под влиянием основателя ханифитского учения в исламе Имама Азама Абу-Ханифы(699-767). Мусульманский мудрец писал своему ученику: «Будь щедрым, уважай и почитай людей. С особым вниманием относись к людям, которые имеют знания, уважай пожилых, будь мягким и милостивым с молодыми, будь близок к простым людям общества (…) будь щедрым в угощении, делись тем, что имеешь, поскольку скупой человек не сможет руководить каким-либо делом».

Мусульманское понятие человеческого благородства определяется арабским словом «аль-карам». Разновидность понятия "аль-карам" (благородный), когда речь идет о щедрости и об оказании помощи людям, называется в исламе «аль-джуд валь-карам» (щедрый и благородный). Здесь "аль" ("валь") - определённый артикль.

                Выражения «аль-карам» образовало слово «караим»

Происхождение слова «караимы» вызывает споры. Оно образовалось согласно Электронной еврейской энциклопедии  от слова иврита «караим», что означает «читающие». Вопрос без ответа: что последователи учения Анана-ибн-Дауда читали такое, чего не читали верующие других религий?

Вряд ли последователи учения Анана-ибн-Дауда выделялись из среды мусульман, христиан, иудеев характеристикой «читающие».
Себя караимы называли «бней микра», «баалей микра», что означает – «сыны Писания», «люди Писания».  В корне ивритского и арабского слова «кара» (читать) буквы «м» нет. Корень слова «караим» составляют «к», «р» и «м». Термин «караимы» появляется только в IX веке в работе, написанной на иврите караимским богословом  Биньямином бен Моше Наавенди, назвавшего этим термином последователей различных антиталмудических движений в иудаизме, в том числе и учения Анана-ибн-Дауда. Караимы не признавали Талмуд, а значит, не читали его и многочисленные толкования его раввинами.

Выскажем догадку: арабское выражение «аль-карам» образовало термин «караим», что означает «благородный». Значимая характеристика группы людей (часто самих себя) становится её обозначением. Название «хасид» переводится с еврейского как «правильный». Слово «мусульманин» переводится с арабского «покорный». В Иране с IX века последователи Анана-ибн-Дауда назывались «караимы».


                Выражения «аль-джуд валь-карам»
                образовало слово славян «жидовин»

В огромном и процветающем государстве хазар караимы имели власть, а их религия пользовалась уважением. Караимы-иудеи активно распространяли своё религиозное учение, принимали в свою общину новых членов из числа жителей Хазарии: мусульман, христиан и язычников.

Как называлась в Хазарии караимы?  Выскажем догадку. Арабское выражение «аль-джуд валь-карам» (щедрые и благородные) образовало хазарское название караима-иудея – «джухуд» (щедрый). В Азербайджане и Дагестане современное название иудея – «джууд», это тюрско-персидский термин. «Джугьур»  – самоназвание горских евреев. Вероятно, приведённые названия группы людей образовались в результате трансформации термина «джууд». Вот интересный факт (Интернет)о караимах города Днепропетровска (Днепра): «В начале 20 века в городе проживало около 800 караимов. Среди них были очень богатые и влиятельные семьи, как, например, семья Джигит». 

На Руси хазарское название караима-иудея – «джууд» образовало славянское его обозначение – «жидовин». «Жидовин» означало, возможно, человека «из джуудов».Не слово «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования. Таким правилам, по которым славянское слово «раввин» сформировалось от слова иврита «рав» (великий). Слово с окончанием «ин» определяет человека, который принадлежит определенному обществу. Примеры таких слов: господин, исполин, простолюдин, мусульманин, селянин, хозяин, горожанин, лютеранин, крестьянин и, конечно, хазарин. В Словаре М. Фасмера в записи "жид" приведены соответствующие ему древнерусские слова "жидин" и "жидовин".

Слово «жидовин» появляется в русских документах XI века.

Вот древнерусская былина про богатыря Илью Муромца. Богатырь Добрыня Никитич увидев грозного чужеземца, повернул коня и уехал на заставу богатырскую. Могучего чужеземного воина одолеть удалость лишь богатырю Илье Муромцу. Победив противника, Илья узнает, что его враг – это «у Жидовинихи, сын Жидовин».  Слово «жидовин» появляется в русских документах XI века. В древности на Руси встречалось имя Жидослав (Лаврентьевская летопись, 1252 год). В этом имени есть слово «слава», как в славянских именах Святослав, Ярослав. Слово «жидовин» не несло унизительный смысл. Потомки князя Булана, последователи веры караимов, правили Хазарией около 160 лет.

                Но пришли в Хазарию другие времена

Известно письмо от 955 года еврея, сановника мусульманской Испании к хазарскому царю Иосифу. Испанский еврей просил царя Хазарии рассказать о своём государстве евреев. Сведения об иудеях Хазарии сановник получил, как он писал, от византийских купцов. Царь хазар в ответном послании на иврите рассказал испанскому еврею следующее. Многие жители Хазарии  – иудеи. Сами хазары не потомки израильтян, а – тюркский народ, принявший иудаизм. Царь Иосиф сообщил в письме, что после многочисленных войн, которые вели дети и внуки князя Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадия. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв».  Письмо свидетельствует о том, что в Хазарии во времена Обадии было сильное влияние евреев-ортодоксов, достаточное для принятия такого решения. При Обадии, отмечал арабский ученый Аль-Масуди (896-956), «много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство».

Историки считают, что в конце восьмого - начале девятого века хазарский каган Обадия сделал ортодоксальный иудаизм государственной религией. Реформа кагана Обадии не прошла спокойно. Хазары в дальних провинциях каганата восстали против центральной власти. Византийский император и историк Константин Порфирородный (905-959) писал о хазарах того времени: «Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали».  Видимо, власть Хазарии приняла ортодоксальный иудаизм, а большинство  хазарских иудеев остались в караимской вере. Они бежали в славянские земли от преследований.

Вследствие принятия руководством Хазарии ортодоксального иудаизма, у них сложились неприязненные отношения с христианской Византией. Этот факт, считают некоторые ученые, был одной из причин падения Каганата: Византия натравила на хазар воинственные племена аланов, затем печенегов, потом оказывала поддержку киевскому князю Святославу, который и победил хазар. Русская летопись пишет об этом событии: «В год 6473 (965 год). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар...».  В конце X века князь Владимир, сын Святослава, снова пошел войной на хазар, наложил на них дань.

В XI веке Хазария прекратила своё существование. Куда исчезли хазары?

Некоторые ученые считают, что часть хазар мигрировала на территории Восточной Европы. Какова судьба хазаров-иудеев караимского толка на славянских землях? Никто не уводил иудеев в «вавилонский» плен. Как известно, караимы активно призывали своих единоверцев заселять земли Израиля в дни царства ислама, приближая тем самым приход Мессии. Вероятно, некоторое количество хазарских евреев совершили «алию» в Иерусалим, где была богатая и влиятельная караимская община. Какое-то число иудеев, как часть хазар, «рассеялись» (С.М.Дубнов. «Краткая история евреев». С.-Пб., 1912) среди славян. Многие хазарские евреи-караимы, очевидно, остались жить в горах Кавказа, на побережье Каспийского моря, на берегах рек в славянских землях.


                «Жидовины» стали «жидами»

Хазарские евреи, которые в славянских землях назывались «жидовинами», стали «жидами». Выскажем предположение, как и когда это произошло.

Часто пренебрежение к людям в обществе показывается сокращением или искажением названия национальности. Немцы называли евреев «Jude», «юде», а обидным для еврея в Германии было это слово в сокращенном виде: «Jud» («юд»). Писатель Ф.Горенштейн писал: “Кинорежиссёр гитлеровских времён … создал фильм “Жид Зюс“, не “Еврей Зюсс“, как у Лиона Фейхтвангера, книгу которого извратил, не “Jude“, а “Jud“, что соответствует слову “жид“.

Слово «жид» образовалось от сокращения слова «жидовин» и стало славянским словом – обозначением и названием иудеев. Это произошло, видимо, во времена создания славянского литературного памятника «Слово о Законе и благодати» (середина XI века), утвердившего христианское самосознание на Руси. Евреи стали считаться врагами христианской веры. А в быту стали обозначать евреев в первую очередь как нещедрых людей (Словарь Даля, запись "жид": «скупой, скряга, корыстный скупец»).

Но не только славяне называли хазарских евреев «жидами». Название «жид» – это презренная кличка хазарских иудеев караимского толка со стороны иудеев-ортодоксов, общины которых пришли на славянские земли из стран центральной Европы. Некоторые исследователи считают, что слово «жид» взято из письменных еврейских источников и обозначает оно нечто непотребное, связанное с собакой. Хазарские евреи были гонимыми и презираемыми и славянами, и иудеями-ортодоксами в славянских землях. Но, возможно, не только такое основание было у евреев, когда они просили российскую императрицу запретить в документах называть их жидами. Причина была, возможно, более простая: евреи талмудического толка не хотели именоваться так, как иудеи-караимы назывались славянами и сами себя: "жиды".


                «То совсем не жиды»

Караимы исповедовали Тору, признавали пророческую миссию Христа и Мухаммеда. Они не признавали Талмуд и считали иудеев-талмудистов отступниками от истинной веры. Талмудисты занимали в отношении караимов такую же непримиримую позицию. Между иудеями-хазарами и ортодоксальными иудеями была пропасть, определяемая религиозными догмами и образом жизни.
 
                Изгнание караимов из Киева

Прочитаем исторические книги о расправе в 1113 году жителей Киева над иудеями сразу после смерти Великого князя киевского Святополка Изяславича (1050-1113).
Историк В. Н. Татищев так описал эти события: «Жидов многих побили и домы их разграбили за то, что сии многия обиды и в торгах христианам вред чинили. Множество же их, собрався к их синагоге, огородясь, оборонялись, елико могли, прося времяни до прихода Владимирова». А после прихода Князя киевляне «просили его всенародно о управе на Жидов, что отняли все промыслы Христиан и при Святополке имели великую свободу и власть… Они же многих прельстили в их закон». Но Владимир, читаем далее, возражал: «Понеже их всюду в разных княжениях вошло и населилось много и мне не пристойно без совета князей, паче же и противо правости (…) на убивство и грабление их позволить, где могут многие невинные погинуть» (История Российская: М.;Л.:АН СССР, 1963).

В летописи читаем: «устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев.» (Повесть временных лет).

Историк сообщает, что князь Владимир вынужден был выслать евреев из Киева без конфискации их имущества и без права возвращения. «С того времени не было их в нашем Отечестве». Но тут же историк пишет: «В летописях напротив того сказано, что в 1124 году в большой пожар погорели Жиды в Киеве: следственно их не выгнали» (Н.М. Карамзин. "История государства Российского").

Что можно узнать из приведённых исторических записей о погромах 1113 года?
Речь идёт, видимо о евреях – потомков хазарских евреев, иудеев караимского толка. Во времена Хазарии эти евреи назывались "жидовины". Известно, что «в первой половине X века еврейский и хазарский элемент в Киеве (…) играл значительную роль» (В.Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис, 1995). Жидовины жили среди славян после исчезновения Хазарского  царства. Жидовины обращали христиан в свою веру. Среди караимов было немало прозелитов. Как следует из летописи, во время погромов евреи защищали с оружием свои семьи и свою синагогу. Караимы имели рабочие промыслы, но не торговлю, так как написано «отняли промыслы у христиан», среди которых купцов в то время не было. Караимы были коренными жителями Киева, жили, в основном, на Подоле - в низменной части города, на берегу Днепра. Погромщики, надо понимать, обещали, если киевский Князь не будет соглашаться на их требования, то "евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри". Погромщики угрожали напасть на верхнюю часть города Киева, где были дома киевской знати, Софийский Собор и Михайловский монастырь (основан в 1108 году).

А погорели в большой пожар 1124 года в верхней части Киева дома рядом с дворцом киевского князя и бояр, видимо, принадлежащие также иудеям-караимам, жидовинам. Они жили там с незапамятных времён, у ворот в стенах города, которые назывались «Жидовские» (построенные в 1037 году). В районе ворот, видимо, издревле находились дома караимов, находился молитвенный дом караимов, который назывался «синагога» (греческое слово «собрание»). Караимы свой молитвенный дом с начала ХХ века в Российской империи называют «кенасса» (древнееврейское слово «дом собрания»). Факт древнего нахождения молельного дома караимов рядов с домом князя Киевского и киевских бояр объясняет разрешение киевских властей построить караимам «кенассу» в 1902 году в центральной части города Киева, около «Жидовских ворот».

Евреи-ортодоксы, разумеется, не могли иметь свою синагогу около княжеских владений, рядом с Храмом Св. Софии. Иудеи-ортодоксы не обращали никогда в свою веру христиан и язычников.

Можно сделать вывод, что приведённые  выше исторические сведения рассказывают о изгнании из города Киев иудеев-караимов, потомков хазарских "жидовинов".

Сведения о жизни «разных» иудеев на славянских землях можно найти, читая повествования о тех временах. Вот описание еврейского погрома XVII века в повести Н.В. Гоголя (1809-1852) «Тарас Бульба».

Несчастного еврея Янкеля с семьёй вместе с несколькими другими еврейскими семьями, которые жили среди славян, запорожские казаки ведут топить в реку:
« – Ясновельможные паны! – кричал (…) жид. – Ясновельможные паны! Слово только дайте нам сказать, одно слово! Мы такое объявим вам, чего еще никогда не слышали, такое важное! Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее! те, что арендаторствуют на Украйне! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды: то черт знает что (…) Вот и они скажут то же. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль? Ей-богу, правда! – отвечали из толпы Шлема и Шмуль в изодранных яломках, оба белые, как глина (…).
– Мы никогда еще, – продолжал длинный жид, – не снюхивались с неприятелями. (…) Мы с запорожцами, как братья родные…
– Как? чтобы запорожцы были с вами братья? – произнес один из толпы. – Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, (… ) панове! Всех потопить, поганцев!».

Этот диалог между запорожцами и иудеями выглядит малопонятным и может вызвать даже смех у неискушённого читателя. Иудей Янкель говорит о том, что иудеи-арендаторы не являются «жидами»: «То совсем не жиды: то черт знает что». Трагическая судьба семей евреев Янкеля, Шлемы и Шмули предстает в другом свете, если предположить, что Н.Гоголь писал о евреях, понимая, что есть иудеи-ортодоксы, а есть «жиды» – потомки хазарских иудеев. Известно, что одно время Николай Гоголь напряженно занимался изучением истории и преподавал в Петербургском университете.

Что такое важное, «что не можно сказать, какое важное» хотел выговорить, по-видимому, хазарский еврей Янкель? Вот что: хотел объяснить слова «Мы с запорожцами, как братья родные…». Может быть это «важное» сказал спустя столетия российский историк Е.И.Классен, современник Н.В.Гоголя, отождествляя казаков и хазар: “Запорожские и Малороссийские казаки до 18-го века сами себя называли Козарами (…). Нестор называет их Козари Русские“. 

Но христиане-запорожцы в повести Н.В.Гоголя уже не отличали иудеев западноевропейских общин от иудеев, потомков хазарских караимов.


                Потомки иудеев: встреча двух цивилизаций

На славянских землях,вследствие переселения еврейских общин из Европы  и в результате принятия правителями Хазарии религию ортодоксального иудаизма, пришли в соприкосновение две различные еврейские цивилизации: ортодоксальные иудеи Европы и хазарские иудеи караимского толка. И говорили ортодоксальные евреи и евреи караимского толка на разных языках. Первые – на языке немецких евреев - идиш, вторые – на языке караимских иудеев на славянских землях. (Некоторые учёные считают, что был еврейско-славянский язык. Смотрите статью "Ладные слова").

Разные по происхождению слова «юде» и «жид», определяющие иудея, свидетельствуют о историческом явлении: наличии "разных" иудеев в славянских землях. «Юде» – это чужое слово для славян, которое обозначало иудея общины, которая родом из Ашкеназа (Германии). «Жид» – произошло от древнеславянского слова «жидовин», которое означало еврея в Хазарии.

Со временем слово «жид» стало названием иудеев в славянских землях. Когда такое событие произошло?

Известно, что число иудеев в Польше в течение XVI и в первой половине XVII веков сильно увеличилось. Историк Ш. Барон (1895-1989, еврейский историк, США, оценил численность евреев в Польше в 1500 году в 30 000 человек, а в 1648 году (до погромов евреев гетманом Б. Хмельницким) – 450 000.

Хорошие условия жизни евреев в Польше не объясняют столь высокий рост еврейского населения. Известно, что крупного переселения евреев с земель Западной Европы на восток в то время не отмечалось.

Какая причина значительного увеличения их численности?

Возможно, причина в следующем. Хазарские иудеи со времени разгрома Хазарии влились в ортодоксальные еврейские общины. Хазарские иудеи (были «жидовины», а стали «жидами»), рассеянные в поселениях славян, пришли в начале XVI века в защищенные властью иудейские общины, которые веками ранее переселились из Западной Европы. Европейские евреи на славянских землях приняли в свои общины иудеев-хазар. «Жид» – уничижительное обозначение, после уничтожения Хазарского царства, хазарского караима, живущего вне еврейской общины, и “Jud“ (не “Jude“)- оскорбительное слово для еврея-ашкенази, живущего в еврейской общине слились в славянское слово “жид“. Иудеи - ортодоксы получили от славян своё название такое, каким они сами называли хазарских евреев караимского толка: «жиды».

В XVIII веке слово «жид» исчезает из государственных документов и печати Российской империи, заменяется словом «еврей». Возможно, по этой причине слово «жид» становится оскорбительным обозначением еврея, однако в западных землях славян это слово остаётся названием иудеев.
               
                «Гриша-жид»

Скажу о своём украинском друге из маленького городка Закарпатья. Гриша помогал раввину в местной общине. Трое детей, жена – украинка, мать Гриши – еврейка, отец – украинец. Жители городка зовут Гришу с уважением «Гриша-жид», слово «еврей» для них и Гриши – иностранное, чужое. Время было тяжелое. Гриша не имел хорошей специальности, но был хороший семьянин. Решил уехать в Израиль, потому, что он считал себя евреем. Поделился с раввином, тот приветствовал его решение, посоветовал не скрывать такой факт его биографии. Его бабушка, еврейка, была беременна от украинца и, чтобы скрыть позор, вышла за него замуж. Для этого ей пришлось венчаться по христианскому обряду. Гриша рассказал про это в израильском посольстве в Киеве, и ему не дали разрешение на выезд в Израиль. Куда только Гриша не обращался за помощью, ничего не помогало. Тогда он решил поехать в Израиль в качестве волонтера программы «Сар Эль» и не возвращаться домой. Семья приехала бы, думал он, позже. Но в израильских министерских кабинетах он получил также отказ на приезд в Израиль «насовсем». Как-то на «базу», где работали волонтеры, приехали представители министерства. Они отвечали на вопросы о работе, учебе, проживании в Израиле. Я был с Гришей на встрече с ними, он об этом меня попросил. Ему сказали: ты мог не говорить о венчании своей бабушки, теперь ничего сделать нельзя, твои бабушка и мать – христианки, а ты – не еврей. Таков закон о возвращении еврея в страну и таковы его толкования. После окончания волонтерской программы Гриша остался в Израиле работать. Надо было отрабатывать авиабилеты, кормить семью, которая осталась в Украине. Гриша работал на строительстве нового аэропорта «Бен Гурион», я – на стройке в другом городе. Поддерживали связь так: я звонил ему на уличный телефон-автомат, который стоял недалеко от вагончика, где он жил. Мобильные телефоны были тогда редкостью, да и разговоры по ним стоили дорого. Кто из случайных прохожих слышал звонок уличного телефона, подходил, брал трубку и звал, если знал, человека, которому звонили. На последнюю встречу со мной Гриша не пришёл, а приехал на велосипеде. Появились деньги. Он изменился, стал тихим, похудел. Сказал, что принял решение перестать добиваться права на репатриацию. Это безнадежное дело. Он должен заработать денег, вернуться в Украину, будет там жить и работать. Рассказал об условиях труда и проживания иностранных рабочих, которые работали с ним «по-черному». Они были старше Гриши, работали в Израиле длительное время. После тяжелой физической работы продолжительностью в 11 часов они в своих «караванах» отдыхали, стирали бельё, варили еду, играли в карты, пили водку и вино. И обсуждали, ругали «жидов». Гриша, рассказал мне, много дней слушал, терпел, а потом сказал им: «слушайте все, я еврей. - они не знали этого, - прекратите ругать евреев». Слово «жид», сказал мне Гриша, в строительном поселке больше не звучало.

               
                Не слово оскорбительно, а смысл его

Лингвисты утверждают, что экспансивная или смысловая нагрузка у слова появляется в зависимости от значения, которое вкладывают в это слово говорящий и слушающий. Народ имеет право называться так, как он желает, и давать названия другим народам такие, какие он хочет. Если евреи считают, что «жид» оскорбительно для них, то народы могут об этом знать и делать выводы. Если кто-то не хочет, чтобы его считали «Миколой», а просит называть его «Николаем», то просьбу, естественно, уважают, если уважают самого Николая. Сегодня слово «жид» – оскорбительное для еврея. Язык живет своей жизнью. Кто употребляет «жид» как «народное» слово – тот необразованный человек или лицемер.

                ***

Ученый-этимолог Макс Фасмер полагал, что древнерусское «жид» – слово итальянского и латинского языков, и отрицает заимствование его из языка немцев. М. Фасмер отмечал «необъяснимо …широкое распространение этого слова у зап. Славян».  Он считал, что попытки установить хазарское происхождение слова «жид» из древнееврейского языка не имеют «надежных хронологических указаний». Данную статью можно считать комментарием к мнению ученого.


Рецензии
"Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».
В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".
"Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования"
Первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. До сих пор в чешском языке сохранился рудимент "в Чехах а на Мораве", т.е. в Чехии и Моравии. Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды"
"Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев"
Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.
"В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."
Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?
"Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея."
Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?
"окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"
Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).
"Евреи с исторических времён жили в странах Западной Европы."
В странах Западной Европы иудеи появляются в римское время (достоверно - с 1 в. н.э.), в Восточной Европе - не позднее 4 в. до н.э. (в греческих городах на западном и северном побережье Черного моря, например, в Гераклее Понтийской).
"Но есть письменные свидетельства о том, что в тех или иных славянских землях евреи жили в начале XI века."
После разгрома Хазарского каганата три хазарских рода присоединились к венгерским племенам и очень быстро подверглись мадьяризации (никакого следа от них, кроме топонимов, не осталось). Часть беглецов, утративших племенные связи, осела на современной Украине и в Польше, где также подверглась ассимиляции; иудейский язык и религию сохранили, как правило, не этнические хазары, а этнические иудеи - главным образом торговцы в Хазарском государстве, веками жившие в Хазарии. Интересно, что один из иудеев (не факт, что это был выходец из Хазарии) сделал карьеру при дворе Андрея Боголюбского ("памятуешь, в каких портах аз приял тебя, жидовине?")
"Несчастного еврея Янкеля с семьёй вместе с несколькими другими еврейскими семьями, которые жили среди славян, запорожские казаки ведут топить в реку"
Здесь надо иметь в виду, что поляки проводили политику переселения польских евреев на подвластные польской короне украинские земли и передачи исключительно им права держать шинки и вести финансовые операции, что вызывало протест у местного населения и ненависть к "жидам". В ходе войн эпохи Богдана Хмельницкого погибло от казаков и украинских крестьян до 80 тыс. евреев - используя ненависть народа, украинские власти изымали таким образом деньги для ведения освободительной войны против поляков.
На мой взгляд, слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и действительно восходит к латинскому iudeus.

Алексей Аксельрод   25.01.2018 12:27     Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод. 25.01.2018. Комментарий на статью «Хазарский след. Этимология слова жид».

Замечания автора статьи к выводам комментатора.

1. Цитата: "Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».

Комментатор: В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".

Автор. В единственном числе слово «жидовин» употреблялась в древних памятниках на глаголице, как Зографское Евангелие (конец X или начала XI века), Мариинское Евангелие (XI век), Ассеманиево Евангелие ( XI или X век) и на кириллице, как Остромирово Евангелие (XI век) и Архангельское Евангелие (XI век). Возможно, «Жид» – это измененное древнерусское слово «жидовин».

2. Цитата: "Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования".
Комментатор: первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. (…) Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды".

Автор: Арабское выражение «аль-джуд валь-карам» (щедрые и благородные) образовало хазарское название караима-иудея – «джухуд». Комментатор статьи, я понимаю, не согласен с такой догадкой. Он считает, что «слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и восходит к латинскому «iudeus». Его утверждение, на мой взгляд, неверное. (См. п.1). Ведь форма «жидовин», а не «жид» употреблялось в славянских письменных памятниках.В Азербайджане и Дагестане современное название иудея– «джууд», это тюрко-персидский термин. «Джугьур» – самоназвание горских евреев. Вероятно, эти слова появились в результате трансформации арабского термина «джууд». На Руси название караима-иудея – «жидовин». Не слово «жид», а слово «жидовин». Так по правилам словообразования, по которым славянское слово «раввин» сформировалось от слова иврита «рав» (великий).Слово с окончанием «ин» определяет человека, который принадлежит определенному обществу. Примеры таких слов: татарин, селянин, горожанин, лютеранин и, конечно, хазарин, жидовин. Слово «жидовин» преобразовалось в слово «жид». Я высказываю догадку, как и когда это произошло. Часто пренебрежение к людям в обществе показывается сокращением или искажением названия национальности. Немцы называли евреев «Jude», «юде», а обидным для еврея в Германии было это слово в сокращенном виде: «Jud» («юд»). Слово «жид» образовалось от сокращения слова «жидовин» и стало славянским словом – обозначением и названием иудея. Это произошло, видимо, во времена создания литературного произведения «Слово о Законе и благодати» (середина XI века), утвердившего христианское самосознание на Руси. Иудеи стали считаться врагами христианской веры. А в быту славяне стали обозначать иудеев пренебрежительно «жидами», в первую очередь как нещедрых людей (Словарь В. Даля, запись жид: «скупой, скряга, корыстный скупец»).

3. Цитата: "Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев".

Комментатор: Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.

Автор: Полная цитата: «Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев, но в славянских землях материальных следов религии хазарских иудеев обнаружить не удается». Это мысль принадлежит историку (Флеров В., статья «Какую роль сыграли хазары в Российской истории и в истории евреев?». Газета «Еврейские вести». Киев, 2006).
Вот текст из статьи В. Флерова: «Исторический факт сомнений не вызывает, и это принято всеми историками – Хазария приняла иудаизм, но, к сожалению, материальных следов иудаизма пока обнаружить не удаётся».
Я привел эту цитату и указал автора цитаты в книге: Леонид Цальман. «Бегемот», Или опыты толкования слов». Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2010. И в другой книге: Леонид Цальман. Прикосновение словом. Комментарии к книгам Библии. Толкования библейских слов. Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2017.
Мысль историка В. Флерова можно понимать так: в Хазарию проникла религия иудеев, но в славянских землях следов материальных её не обнаружено. Я в своей статье высказал догадку, что “следы хазарских иудеев“ в истории славян остались. Они не материальные, но значимые. «Следы» можно обнаружить, а, вернее сказать, услышать. В этом портале в статье «Рассеянные слова» приводится моя догадка об источнике образования некоторых славянских слов – из слов хазарских иудеев. Российский ученый С.М. Дубнов (1860-1941) утверждал, что после разгрома каганата киевскими князьями «часть хазар переселилась в Крым, часть рассеялась по русским землям». Некоторые хазарские слова "рассеялись" в русском языке. Некоторые славянские слова, образованы, вероятно, из слов хазар-иудеев.

4. Цитата: "В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."

Комментатор: Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?

Автор: Оценка смысла текста статьи, возможно, изменится, если прочитать предшествующие предложения: «… Киевский князь, язычник, Святослав в 965 году разгромил Хазарию. Киевский князь Владимир, христианин, в 988 году – исторически небольшой срок спустя – насильно крестил свой народ. В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское». Князья Хазарии, караимы, управляли в течение длительного времени каганатом. Н.М. Карамзин писал о хазарах: «Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере, Летописец наш, отобразив бедствия, претерпленные народом его от жестокости Обров, не говорит ничего подобного о Козарах» .

5. Цитата: "Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея".

Комментатор: Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?

Автор: Историки считают, что хазарский каган Обадия сделал ортодоксальный иудаизм государственной религией. Реформа кагана Обадии не прошла спокойно. Византийский император и историк Константин Порфирородный (905-959) писал о хазарах того времени: «Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали». Вследствие принятия руководством Хазарии ортодоксального иудаизма, у них сложились неприязненные отношения с христианской Византией. В XI веке Хазария прекратила своё существование. Какова судьба хазаров-иудеев на славянских землях? Вероятно, некоторое количество хазарских евреев-караимов совершили «алию» в Иерусалим, где была богатая и влиятельная караимская община. Какое-то число иудеев-караимов, как часть хазар, «рассеялись» (С.М. Дубнов. «Краткая история евреев». С.-Пб., 1912) среди славян.
Хазарские иудеи после разгрома Хазарии влились в ортодоксальные еврейские общины Европы. Хазарские иудеи-караимы, хазарские евреи-ортодоксы, рассеянные в поселениях славян, пришли в начале XVI века в защищенные властью иудейские общины Центральной и Восточной Европы, которые веками ранее переселились из Западной Европы. «Жид» – уничижительное обозначение хазарского караима, живущего вне еврейской общины, и оскорбительное слово для еврея-ашкенази, живущего в еврейской общине, “Jud“ (не “Jude“) слились в славянское слово “жид“.

6. Цитата: "окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"

Комментор: Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).

Автор: Водка по определению – это крепкий алкогольный напиток на основе воды. Лучше сказать: сладкая водка «Кеглевич», так как при её изготовлении применяются различные фрукты. Название алкогольного напитка на этикетках бутылок такое «Keglevich Vodka». Крепость этого напитка, указано на бутылке, встречается разная, от 18 до 40 градусов.

Леонид Цальман 28.01.2018, 22.09.18

Леонид Цальман   22.09.2018 11:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Аксельрод!
Благодарю Вас за комментарии.

Леонид Цальман   18.08.2019 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.