Библейские представления о естествознании

Леонид Цальман
первая публикация в блоге 28 сентября 2016 года, последние исправления  18.03.24.

«Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».
Писатель и философ Г. Лессинг (1729–1781)

Запись: Библия и наука

Библия утверждает, что окружающий человека мир есть воплощение замысла Бога. От разрушительных сил природы и болезней страдают люди. Преодолеть несчастья человек может, если он повинуется Богу:

«Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исход  23:25).

Наука - сфера человеческой деятельности - определяет: для устранения страданий  и их причин необходимы знания.

Что говорит Библия о науке? В Интернете (поисковая система «Рамблер», лето 2010 года) при розыске сообщений по теме «Библия о науке» был получен ответ: «К сожалению, в данном разделе по вашему запросу ничего не найдено». В то же время поиск сообщений «Наука о Библии» выдал более 100 тысяч ссылок на источники. В октябре 2021 года при поиске сообщений «Библия о естествознании» был получен ответ: «По введённому запросу ничего не найдено».

У человека имеется природное разумение, что в Библии есть ответы на тревожащие его вопросы. Библейские тексты сравниваются с живительной силой:

«О, все жаждущие, идите к водам…» (Исаия 55:1).

Запись: Библейские тексты

Изучение библейских текстов должно исходить из утверждения философа Бенедикта Спиноза (1632–1677) о том, что

«все познание Писания должно заимствовать из него одного. […] Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории» [1].

Выскажем мнение, что отношение Библии к естествознанию можно определить, изучая её тексты, которые библеистика – наука об истории создания Библии – относит к «литературе мудрости».

Библейская «литература мудрости»

В категорию «литературы мудрости» исследователи включают первые главы книги "Бытие",  отрывки из других библейских книг и отдельные книги Библии. Тексты «литературы мудрости» не содержат описания отношения между Богом и еврейским народом.  «Литература мудрости» показывает, что откровение библейское есть всечеловеческое. В ней

«человек пытается дать ответы на те или иные вопросы не с помощью религиозной традиции, завещанной от прежних поколений, а с помощью рациональной мысли, опирающийся на собственный опыт и наблюдению за реальностью» [4].

Библеистика относит Книгу Иова [2] и Книгу Екклесиаста [3] к библейской «литературе мудрости».

Запись: Благочестивый человек Иов

В Книге Иова сказано о Иове, что

«был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Традиционное толкование Книги Иова заключается в ответе на вопрос: останется ли праведный человек верным Богу, если будет испытан страданиями. Сатана, падший ангел, утверждал перед Богом, что

«разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его» (Иов 1:9).

Бог разрешил Сатане испытать Иова. В результате действий Сатаны Иов потерял своё  богатство, погибли его дети, он сам приобрел мучительную болезнь. Иов остался богобоязненным и сказал:

«пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12).

Несчастная жена Иова (имя её не известно) пожалела мужа: предложила ему для прекращения мучений похулить Бога и умереть.  Иов отверг предложение жены.

В своём горе Иов решил обратится к Богу:

«Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 31:35).

Иов остался верным Богу. Бог ответил Иову.  Иов принял божьи слова.  Бог вернул Иову всё, что им было утрачено (Иов 42:12-17).

Запись: Иов – ученый

Традиционное понимание Книги Иова: богобоязненный Иов перенес мучительное испытание своей праведности и остался верным Богу. Предложим другое понимание этой книги.

Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к «человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете» [5]. Сам Иов представляет себя не как богатого человека, не как человека власти, а как человека, отличного от других своей учёностью:

«когда я выходил к воротам города […] юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:7-10).

Библейский Иов обладал знаниями. Иов говорит, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля. Она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5).

Запись: Решение Иова

Иова вдруг «постигло несчастье […] ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.
Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятно: «Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).

Иов считает, что Бог «умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Иов не просит Бога о прекращении его страданий. Иов считает свои страдания наказанием. Иов считает своё наказание Богом несправедливым.  Иов (его решение можно определить как качество учёного, вооруженными знаниями) решил предстать перед Богом:

«зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).

Для доказательства несправедливости своего наказания Иов ищет исток их появления.

Запись: Поиск причины несчастий

Метод поиска причины событий состоял из последовательных рассуждений (позиции "А-В") и действий (позиция "Г"):

А. Иов используя свои знания и опыт, определял понятное ему предположение о причине.
Б. Свою догадку Иов предлагал для критики.
В(А). Когда выбранное предположение для Иова ясно представлялось  ошибочным, он определял понятную ему другую гипотезу о причине событий.
Г. Иов принимает обоснованное решение о причине событий.

Запись: Первое предположение о причине несчастий

Бог, считает Иов, дал неверную оценку его праведности. Иов считает, что  наказания прекратятся, если он

«изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).

Иов проверяет своё решение: выслушивает критиков. Друзья предложили Иову смириться с мыслью о своей греховности и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Один из друзей Иова сказал:

«и как человеку быть правым Богом?» (Иов 25:4).

Иов не считает критику друзей верной:

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).

Знания Иова по естествознанию (Иов 28:1-12) позволяют ему признать мудрость и разум существующие в мире:

«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего […]. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (Иов 28:13-23).
Иов пришёл к выводу, что Бог не может ошибаться,
«ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» (Иов 28:24).

Иов пришёл к заключению:

«страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).

Предложим смысл библейского стиха (Иов 28:28).
Библейский «страх Господень» – это осознание Иова в том, что он не понимает созданный Богом мир. «Истинная премудрость» для Иова– это его сознание неполноты в знаниях.
Библейское «зло» – это непонятная для Иова природная сила. Библейское выражение «удаление от зла»: это действия человека по его уму-разуму для преодоления природных бедствий и несчастий.

Иов пришёл к выводу, что причина его несчастий не в ошибке его праведности.

Запись: Второе предположение Иова

Действия Бога, считает Иов, враждебны. Он обращается к Богу:

«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21-22).

Иов проверяет своё решение. Он выслушивает критику человека по имени Элиуй (имя означает «Бог мой Он»).

Элиуй отвергает предположение Иова, что Бог враждебен к нему:

«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека[…]. Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 33:8-12; 37:23).

Запись: «Он никого не угнетает» (Иов 37:23)

Альберт Эйнштейн сказал о Боге:

«Господь изощрён, но не злонамерен» [5].

Запись: Видение Иова

Иов не возражает на критику Елиуя. Два предположения Иова о причине его бедствий, а именно: первое, Бог ошибается в праведности Иова и, другое, Бог несправедлив к Иову, оказались неверными.

Элиуй сказал Иове, что

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении […] Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).

Элиуй сказал Иове, что он у Бога должен просить:

«Ты научи меня» (Иов 34:32).

В библейской книге пишется, что

«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).

Возможно, ответ Бога был в воображении Иова.

Для Бога Иов человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» (Иов 38:2). Другой перевод этого библейского стиха: «без знания омрачающий замысел» [6].

В словах Бога нет одобрения благочестия Иова. В обращении к Иову Бог показывает не ничтожество его перед божьими делами, как считают многие исследователи.

Бог задаёт Иову вопросы:

«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? […] Обозрел ли ты широту земли? […] Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? […] Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?» (Иов 38:4-34).

Речь Бога идет о простых вещах, которые наблюдаются в природе. Разговор о воде понятен человеку, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту его знаний.

Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В словах Бога есть ирония:

«будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).

Иов считал, что Бог

«говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3).

Иов в своём видении узнал причину своих несчастий. Она заключалась:
1. Иов ранее считал, что обладает знаниями во всей полноте.

2. Иов понял после слов Бога, что не обладает достаточными знаниями.

3. Иов признал, что отрсутствие стремления к знаниям является причиной его несчастий.

 Запись: Идея «Книги Иова»

Недостаток знаний есть причина несчастий. В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.

Но не являются ли страшные события результатом действий человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги.  Иов как наблюдатель за природой и человеческими порядками понимал, что с ним может случиться

«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).

Идея «Книги Иова», возможно, выражается:

а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»?:

«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? […] Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),

б) в ответе Бога Иову:

«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).

Запись: Десница

Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).

Чем является «десница» человека?

Прочитаем в Библии о том, что сказано Моисею, который ожидал помощи от Бога, во время бегства евреев из египетского плена. Когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря,

«Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам […] Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).

Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Бог сказал Моисею: нет, ты раздели море.

Спасли еврейский народ от преследующих их на колесницах египтян вера Моисея в Бога и действия Моисея в нужное время и в нужном месте:

«И простёр Моисей руку свою на море» (Исход 14:21, 14:27).

Божественное указание человеку: он может преодолеть бедствия своими действиями.

Слова «величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) есть библейское определение учёного: его стремления к знаниям, общественное положение и признание его труда, вознаграждение и результаты труда.

В библейской книге слова «взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) – есть аллегория требования к учёному: истребление невежества и защита правды, разоблачение людей обмана.

Библейское выражение «десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) – есть аллегория естествознания, которые избавят человека от несчастий.

Запись: Причина несчастий Иова: отсутствие стремления к знаниям

Вопрос: стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание?

Ответ: стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его природное стремление к размножению, овладевание ресурсами земли, необходимость в пище. В Библии сказано о первых человеках:

«И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1, 28).

Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное (от Бога указание) стремление человека к естествознанию.

Бог не наказывает Иова за недостаточные знания, а показывает к чему приводит отсутствие у человека стремления к знаниям. Иов определил причину своих несчастий: нарушение божеского устройства человека: отсутствие  стремления к получению знаний.

                Запись: Екклесиаст

Некоторые исследователи библейской Книги Екклесиаста считают, что стих «Слова Екклесиаста, сына Давида, царя в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:1) и стих «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:12) являются литературной фикцией. Мудрец Екклесиаст, считают они, не был царем Израиля – Соломоном. Доказательством утверждения является разное отношение царя Соломона и Екклесиаста к знанию.

Царь Соломон ценил знания выше богатства и славы:

«И сказал Бог Соломону: за то, что [...] ты не просил богатства, имения и славы, и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания [...] премудрость и знание дается тебе» (Вторая книга Паралипоменон 1:11-12).

                Запись: Альтернатива знаниям человека

У библейского Екклесиаста негативное отношение к знаниям. Ибо принижению знаний служат его слова:

«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа. [...]я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем» (Екклесиаст 1:16-18).

Что предлагает человеку Екклесиаст? Екклесиаст говорит о страсти к наслаждению в жизни:

«Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Екклесиаст 9:8-9).

Высказывания Екклесиаста не далеки от взглядов мудрецов Талмуда (трактат «Брахот».):

«Три вещи приносят человеку удовлетворение: красивое жильё, красивая жена и красивая одежда».

Запись: Екклесиаст и знания

Екклесиаст не отрицает желание человека приобретать знания. Но знания не дают удовлетворение человеку, потому что приобретённые знания никогда не дадут их полноту. Такое предположение можно сделать из слов мудреца о действии Бога:

«Всё сделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11).

Перевод этого стиха еврейским редактором:

«Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Когелет 3, 11).

Почему человек не может постигнуть дела Бога?

Запись: Мир, вечность или сокрытие тайны

В стихах (Екклесиаст 3:11 и Когелет 3, 11) слово иврита «;;;;;» (звучит "олам") в переводе, соответственно,   «мир» и «вечность». Но в библейском тексте "мир" (Вселенная) есть слово иврита ";;;;;;" ("олам") (Псалом 92:1 и др. тексты) и "вечность" на иврите  есть слово ";;;;;;" ("олам") (Бытие 17:13 и др.). Слово ";;;;;; " ("мир" и "вечность") содержит букву "вав". Как такое можно понять?

Богословы ( Раши) считают, что слово библейского иврита ;;;;; ("олам")(Когелет 3, 11) написано с пропущенной буквой "вав". Поэтому слово ;;;;; ("олам") с пропущенной буквой можно считать как ";;;;;; " и переводить как "мир", "вечность".

Если читать библейское слово «;;;;;» ("олам") как оно есть в библейском тексте (Екклесиаст 3:11 и Когелет 3, 11), без буквы "вав", то слово «;;;;;» ("олам") переводится как «утаение», «сокрытие» (Екклесиаст 12:14, Иов 28:21).

Слова Екклесиаста (Когелет 3, 11) в таком случае понимаются так:

а) Бог всё сделал прекрасным в своё время, и это «всё» скрыл как тайну в сердце человека,

б) человек  не постигнет никогда до конца дела и замысла Бога.

Екклесиаст говорит о бесконечности познания мира:

«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17).

Слова мудреца являются, видимо, причиной кажущегося его отрицания полноты познания законов мира человеком и пессимизм в речах о пользе знаний.

Запись: Знания и воображение

Наука включает два свои начала: 1) наблюдение и опыты и 2) мысленные логические доказательства выводов.

Существует способ познания неизвестного через воображение. Можно такой способ считать началом науки? В науке познание неизвестного через воображение, возможно, определяется как научное открытие.

Запись: Альберт Эйнштейн

Рассказывая о создании общей теории относительности, А. Эйнштейн пишет  [9]:

«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности».

А. Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие учёные:

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[10].

Что Библия говорит о человеческом воображении?

В Библии говорится, как Бог создал человека:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.» (Бытие 1:26).

Выскажем предположение, что сообразность человека Богу («по образу Нашему») заключается в наличии у человека некой способности. Данная способность сходна («по подобию Нашему») божьей Способности, о которой известно из библейского текста.

В Библии показана Способность Бога: мир сотворен из небытия Словом, которое Бог сказал.

Человек получил способность, которая есть у Бога: создавать образы мира подобно Богу своим словом.

Слово – высказанная вслух мысль, способ существовании мысли.

Мысль (слово) создаёт в сознании человека образ, воображение. (См. в блоге запись «Слово – это образ»).

Запись: Библейский Даниил

Библия познания неизвестного через воображение являет как  откровения и видения:

«было откровение Даниилу [...] и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение» (Даниил 10:1).

Библейская книга [7] рассказывает о Данииле (имя означает «Судья мой Бог»), уведённым юношей в вавилонский плен. Автор библейской книги начинает рассказ о Данииле и о трёх его товарищах – вавилонских пленниках как о юношах, «обладающих знаниями и понятливых в науке» (Даниил 1, 4). Здесь «знания» и «наука» есть перевод слов библейского иврита, соответственно, «е-даа» и «ма-даа». В Библии синодального издания этот стих переведён так: «и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки» (Даниил 1:4). В Библии отмечаются особые качества Даниила:

«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Даниил 1:17).

Запись: Библейский Даниил – учёный

В библейской книге даётся ответ на вопрос: кто может быть учёным? Это люди, которых избрал Бог:

«Он […] дает мудрость разумным и знание – способным понимать» (Даниэйль 2, 21).

В книге имеется определение качества ученого человека: способность к открытиям. Эти качества учёного указываются на примере Даниила, в котором

«дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниэйль 5, 12).

Для того, чтобы разгадывать загадки, часто необходимо суждение о неизвестном через понятия, которые для «отгадчика» представляются истинными. Однако догадка о неизвестном предмете или явлении через что-то известное может быть неверной. Например, не вся полнота сведений об объекте изучения знакома исследователю. Но есть догадка – заключение учёного о неизвестном предмете или явлении на интуитивном уровне, которую можно назвать научным открытием.

Догадка – это не выдумка. Часто для выдумки, чтобы в неё поверили, необходимы искажение и скрытие чего-то известного. Для разоблачения выдумки достаточно иметь хорошее образование и знать факты.

Можно сказать, что догадка сродни «откровению», которое, как считает Бенедикт Спиноза, есть качество разума, представленного в Библии как признак Божественного интеллекта [8]. Возможно, многим людям приходят догадки о чём-то, которые были тайной, скрытых для окружающих. Но не все люди могли оценить своё прозрение, так как не были и сильны духом. Библия говорит о том, как ведёт себя Даниил, когда

«было откровение Даниилу […] и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение» (Даниил 10:1).

Даниил говорит о своих переживаниях:

«И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:2-8).

Запись: Библия и знания. Заключение

1. Библия призывает человека к знаниям. Слова Бога к Адаму и его жене:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие1:27-28).

3. Автор библейской «Книги Иова» рассказывает об учёном, который полагал, что его знания исключат катастрофы и болезни. Иов признался, что он ошибался. Иов пришёл к выводу, что человек не обладает необходимой полнотой знаний. Пренебрежение к достижению знаний сопровождаются для человека опасностями.

4. Автор библейской «Книги Екклесиаста» утверждает, что от человека скрыто устройство мира. Законы мира не известны. Законы мира познаваемы. Достигаются знания большим трудом. Будут делаться открытия в естествознании, и так будет из века в век.

5. Библейская «Книга Даниила» говорит что человек обладает воображением, которое позволяет получать знания.

6. Человек познаёт окружающий мир своим воображением и своими знаниями. Существуют учёные, делающие открытия неизвестного своим воображением. Часто это качество зависит от воли учёного. Внутренняя свобода и смелость в высказываниях– категория пригодности человека к наукам.

Источники:

[1] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания».

[2] «Книга Иова» в Синодальном издании Библии, «Ийов» в Танах издания «Мосад рав Кук».

[3] «Книга Екклесиаста, или Проповедника» в Синодальном издании Библии, «Коэлэт» в Танах издания «Мосад рав Кук».

[4] Открытый университет Израиля. Курс «Введение в библеистику. Часть 11. Литература мудрости». Автор д-р Нили Щупак.

[5] Портал Е. Берковича. Курс лекций Е. Берковича "Альберт Эйнштейн". 2022-2023 гг.

[6] М.И. Рижский. «Книга Иова», Новосибирск, «Наука», 1991.

[7] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии; книга «Даниэйль» в Танах издания «Мосад рав Кук».

[8] Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[9] А.Эйнштейн. «Автобиографические заметки», 1945.

[10] А. Эйнштейн. Статья What Life Means to Einstein в Saturday Evening Post, 26 октября 1929.