Рецензия на «Библейские представления о естествознании» (Леонид Цальман)

Вы стараетесь сами понять текст. Это вполне по-еврейски. Сочувствую.
В двух местах я с вами не согласна.

1 "Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека." Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны.

2. "Иов нашёл причину своих несчастий, которую искал: отсутствие стремления к получению знаний." По тексту, Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано.

Это не значит, что искать зависимостей вообще не надо. Можно как-то догадываться о том, как вещи работают ("прозрения","откровения" как вы сами пишете). Но понять - не дано.

"«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17)."

В выводах мы с вами согласны, в основном.

Марина Сапир   02.08.2023 16:33     Заявить о нарушении
Уважаемая Марина Сапир!

Благодарю за ваши замечания.

1. Утверждение в моей записи:"Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека". Вы не согласны: "Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны"

В доказательству моего утверждения я обращусь к вашей мысли. Вы отмечаете науку качеством «любознательность». Как раз "любовь к знаниям" позволяет науке заявлять, что она может выполнять социальную функцию: определять причины недугов человека.

Я понимаю библейский текст так: Иов до трагических событий был не любознательный, а любопытный по своей природе учёный, и этим превосходил окружающих его. Иов не стремился к знаниям. Он не знал существующие в природе связи между несчастием и его причиной, искал и не находил эти связи вне науки.

2. Иов своими знаниями не мог определить причину своих несчастий. У него их не было. Иов кроме богатого от природы любопытства имел богатое от природы воображение. Мир природы позволил ему представить себя в образе человека с недостаточными знаниями и извинится за утверждения, что обладает знаниями. Когда Иову было дано узнать причину своих несчастий и согласится, что у него нет знаний, то за это получил награду.

3. «Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17). Здесь «этого» − «дела Божии» (Екклесиаст 8:17а). Знания о мире бесконечны и понять их человеку − дано. История науки об этом свидетельствует.

4. Вы считаете: «Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано». Не могу согласиться с вашим заключением. Ведь тогда нужно иначе объяснить умиротворение Иова и ответить на вопрос: за что Иов получил награды?

Леонид Цальман

Леонид Цальман   20.08.2023 11:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид

Мы с вами понимаем слова "наука" и "ученый" по-разному совершенно, спорить бесполезно.

Но у вас есть важный вопрос:"за что Иов получил награды?".
Иов был награжден, а его друзья наказаны. Друзья говорили, что человек страдает из-за своих грехов. Из этого они делали вывод, что Иов - грешник. А Иов знал, что он - праведник. Поэтому он не верил, что причина страданий - собственные грехи. Несчастья посыпались на невинного человека, и, значит, вообще неверна идея, что несчастье - наказание. Раз он страдает, то и другие страдающие могут быть праведниками. Это - совершенно новое понимание, открытие Иова. И за это-то открытие Бог его и наградил. Иов был под сильным давлением друзей. Тем не менее, он пошел против всех и настаивал на своем понимании. За это тоже Бог его наградил.

Марина Сапир   20.08.2023 15:58   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина,
я благодарю вас за ваши комментарии к записи. Комментарии критике не подлежат. Считаю долгом как автора записи защищать свои убеждения.
Всё, что я пишу, могу подтвердить библейским текстом. Иов знал, что он праведник. Несчастья посыпались не на невинного человека. Иов знал, что с ним может произойти плохое, знал, что это и случилось, считал, что его несчастье есть наказание. Учёный искал причину несчастий и нашёл её. Причина - отсутствие знаний. Дом не разрушился, если имел крепкий фундамент. Иов образно сказал: Страх перед Богом есть мудрость. То есть с годами понимаешь, что ты должен был больше иметь знаний. Иов сказал: удаление от зла - знания.
Вы предложили совершенно новое понимание книги Иова: за что был награждён Иов. Я не могу найти подтверждение в библейском тексте книги вашего правильного утверждения, что раз страдает праведник, то и другие страдающие могут быть праведниками.
Леонид Цальман

Леонид Цальман   21.08.2023 17:35   Заявить о нарушении
Вы правы, в тексте нет буквального подтверждения. Моя логика такова.

В тексте много раз повторяется утверждение А: "каждый, кто страдает, сам виноват".

Все верят, что утверждение А верно. Друзья Иова все об этом говорят.

Иов высказывает утверждение Б: "я страдаю, но я не грешен".

Утверждение Б опровергает утверждение А. Из утверждения Б следует: "не каждый, кто страдает, сам виноват". Это и означает, что утверждение А неверно.

Марина Сапир   21.08.2023 17:52   Заявить о нарушении
Насколько мне известно, нигде в Торе Бог не требует знаний и не наказывает за отсутствие знаний. Как раз наоборот. Вся Его речь с Иовом означает, что человек в принципе не может понять Бога. Иов увидел Бога, и раскаялся, что он искал справедливости в человеческом понимании. Нельзя понять Бога.

Марина Сапир   21.08.2023 18:03   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина,
действительно, нигде в Торе Бог не требует от человека стремления к знаниям. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание.

Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его природное стремление к размножению, овладевание ресурсами земли, необходимость в растительной и животной пище.

Бог не наказывает Иова за отсутствии знаний, а показывает к чему приводит НЕ стремление к знаниям.
В Торе сказано о человеках: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1,28).

Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное стремление человека к естествознанию.

Леонид Цальман   22.08.2023 14:20   Заявить о нарушении
Ваша трактовка произвольна и нелогична. Если бы Бог требовал знаний, наказывал людей за отсутствие знаний или отсутствие стремлений к знаниям, он наказывал бы их за это где-нибудь еще.
Мы зашли в тупик. Я сделала все, что могла, чтобы объяснить, почему я с вами не согласна. Вы продолжаете настаивать на своем бездоказательно.

Дискуссия была бесполезной.

Марина Сапир   22.08.2023 14:54   Заявить о нарушении
Уважаемая Марина!
Благодарю за оценку моего труда.
Благодарю вас за изложение вашего видения темы статьи.
Желаю творческих успехов, Леонид Цальман

Леонид Цальман   24.08.2023 07:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Леонид Цальман
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Сапир
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.08.2023