Кого славяне называли хозяином?

Анна Дудка: литературный дневник

Поверья наших предков о животных, которые могут удивить


Представляю вашему вниманию книгу «Славянские мифы» Александры Барковой. Сначала коротко расскажу о ней, а потом перейду к поверьям наших предков о животных.


Вот так выглядит книга
Книга описывает ту часть культуры восточных славян, которая касается мифов, поверий и веры в богов. В ней 5 глав:


Мифология животных и растений.
Поверья о божествах и духах.
Боги, о которых спорят (Лада, Ярила).
Боги Киевской Руси.
Почему сказки и былины — не мифы?
Очень много информации на каждый абзац текста — никакой «воды». Автор регулярно ссылается на авторитетные источники, то есть это — не очередная «сказка» от графомана. Читать интересно, есть фотографии и цветные иллюстрации.


В рамках обзора этой книги, я расскажу вам, в какие мифы о животных верили наши предки...


Утка — творец мира
На украшениях, которыми пользовались состоятельные горожанки, можно увидеть утку с комочком земли в клюве. Вы удивитесь, но утку считали творцом мира. И при этом не особо ей поклонялись.


Утки и селезни считались творцами мира в разных культурах
Миф о создании земли славяне позаимствовали у финно-угорской культуры. Согласно представлениям предков, вначале были беспредельные воды. А потом прилетела утка, нырнула и появилась на поверхности воды с кусочком земли в клюве. От этого кусочка и произошла суша.


Кукушка — вещая, но мрачная птица
Почему кукушка вещая, думаю, объяснять не надо. Каждый из нас хоть раз в жизни в шутку спрашивал у этой птицы, сколько ему ещё осталось. Наши предки делали то же самое, но с одним дополнением: девицы уточняли у кукушки, сколько им ждать замужества.


Славяне верили: если кукушка сядет на голову, жди безумия. Поэтому мы до сих пор упоминаем кукушку, когда говорим о психическом здоровье. Также птицу отождествляли с несчастной женщиной, а саму кукушку считали «вдовицей». По этой причине в «Слове о полку Игореве» плачущую по мужу Ярославну автор называет кукушкой.


В народе причитания называли кукованием.


Петух и курица — мужское и женское начало
Петуху предки уделяли много внимания и не сомневались в его связи с нечистой силой. Причём эта связь имела и позитивный, и негативный контекст. С одной стороны, петушиный крик отпугивал нечисть, тучи с градом и болезни. Например, для борьбы с холерой петуха купали в реке, чтобы обеззаразить воду. С другой стороны, когда начинался пожар, говорили, что «кто-то пустил красного петуха».


Как мужской символ, петух оставил наследие в виде слова «куръ», которое использовали для обозначения этой птицы и мужского органа одновременно.


Курица, будучи самкой петуха, символизировала женщину и мать. Поэтому и женский головной убор, покрывающий волосы, назвали в честь курицы-наседки кокошником. Кокошник должен был магически обеспечить женщине плодовитость и защитить её первенца, которого считали наиболее уязвимым из детей.


Кокошник часто путают с другим головным убором — повязкой. Разница в том, что кокошник покрывает волосы как шапка, а повязка — нет


Собаки против кошек
С одной стороны, слово «пёс» было у славян страшным оскорблением. Собаку считали «нечистым животным», поэтому их не пускали в избу.


С другой стороны, собака — верный друг, который «заботится» о человеке даже в мире ином. Например, говорили, что кошка раздувает огонь под грешником, а собака заливает его водой.


Одновременно с этим кошка была своего рода хранительницей дома, несмотря на способность всякой нечисти принимать кошачий облик. В общем, отношение к усатой не было однозначным.


Коза и козёл — оберег от зла
Козу и козла славяне чтили. Даже в овечье стадо всегда запускали козу, чтобы та защищала животных от нечистой силы. Этих рогатых любит домовой и боится ведьма, поэтому и головной убор замужних женщин — рогатая кичка — имел особое значение.


Как и коза, невеста в кичке воплощала собой плодородие. При этом головной убор оберегал новобрачную от сглаза и другого воздействия зла.


Медведь — священное животное
Медведь был символом центра потустороннего мира. Предки верили в его родство с человеком и активно использовали его образ в фольклоре на тему брачных отношений. Известная всем сказка «Маша и медведь» — не что иное, как упрощённый вариант другой сказки, в которой у героини появляется сын от этого лесного зверя.


Образ медведя широко использовался в свадебных ритуалах
Знаете ли вы, что славяне настолько боялись использовать настоящее название медведя, что это название в итоге стёрлось из памяти? Исконное название было жёстко табуировано, поэтому его заменили «медведем» — поедающим мёд. Но даже медведем называть животное опасались: к хищнику следовало обращаться словом «хозяин».


Сайт "Беречь речь"



Другие статьи в литературном дневнике: