Челядь

Анна Дудка: литературный дневник

«Челядью» называем мы с оттенком пренебрежения, презрения людей, занимающих низкое служебное или общественное положение (например: «трактирная челядь»), или тех, кто лакейски прислуживает кому-либо, угодничает перед кем-либо.


Между тем когда-то это слово вовсе не имело таких «обидных» значений и не относилось к низам общества. Интересны и развитие значения, и способ образования слова: в нем представлен довольно редкий суффикс «-ядь», который можно встретить только в нескольких словах. Самое известное из них – «рухлядь», но есть еще гораздо менее частотные «мокрядь», «пестрядь», «чернядь».


Образовано существительное «челядь» от той же основы, что и «чело», «человек», и первоначальное значение его связано с понятием рода, семьи. «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» (ответственный редактор словаря – академик РАН Н. Ю. Шведова) называет ранним значением слова «челядь» «младший, меньший член рода, семьи», а Н. М. Шанский в своём этимологическом словаре предполагает, что «челядь» буквально значило «род, родня, домочадцы, семья». Словом, первоначально «челядь» – члены семейной общины, дети, подчиненные власти отца, патриарха. Позже значение стало меняться: оно перестало ограничиваться семейными отношениями, а вот компонент подчиненности только усиливался. В Древней Руси «челядью» называли население феодальной вотчины, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и др.), а при крепостном праве – дворовых слуг помещика. Так и «докатилось» слово «челядь» до обозначения общественных низов или чьих-то лакеев, приспешников.



Другие статьи в литературном дневнике: