100 лет Станиславу Ростоцкому

Анна Дудка: литературный дневник

Фильм «...А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий задумал снять ещё в 1944 году, находясь между жизнью и смертью.


Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения известного советского режиссёра Станислава Иосифовича Ростоцкого. 21 апреля 1922 года в провинциальном Рыбинске в семье городского врача и портнихи-модистки (сегодня её бы назвали модельером) родился мальчик, который стал вторым ребёнком в семье.


В те годы Ростоцкие были уважаемыми людьми в своём городе. Отец занимался городской медициной, некоторое время заведовал горздравом, а мать была лучшей модисткой Рыбинска и в период НЭПа держала самый модный и самый престижный магазин в городе.


Станислав жил в достатке и впервые побывал в кино еще в юном возрасте. Особенно его поразил фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» после просмотра которого мальчик твёрдо решил связать свою жизнь с кинематографом.


В 1936 году отца перевели по работе в Москву, и сразу после переезда 14-летний Станислав сам поехал на киностудию и разыскал известного режиссёра. Ему удалось поговорить с ним, Сергей Михайлович проникся к парню и даже снял его в эпизоде своего фильма «Бежин луг», съёмки которого в тот день проходили в павильоне.


Позже, уже в старших классах, Ростоцкий сам написал сценарий и повез его Эйзенштейну. Тот похвалил его за проделанную работу, но сценарий раскритиковал, объяснив юноше, что только очень образованный человек способен написать сценарий к фильму, который будет интересен миллионам.


Ростоцкий тогда решил, что получит несколько высших образований, и лишь последнее будет кинематографическим.


Так как в школе он был отличником, можно было не сомневаться, что он бы реализовал свои планы. Но помешала война.


В 1944 году 21-летний Станислав получил тяжёлые ранения. Сначала его контузило от разрыва снаряда, и один осколок угодил в голову, а потом немецкий танк проехал прямо по его телу. От смерти спасла рыхлая почва, в которую его вдавило, но всё равно травмы оказались тяжелейшими.


Станислав ни на секунду не терял сознание, хотя большая часть тела его не слушалась. Говорить или издавать звуки он тоже не мог. Он слышал, как после атаки солдаты проходили мимо, а один склонился над ним и спокойным и, как ему показалось, даже равнодушным голосом сказал: «Готов парень. Отвоевался…». А Станислав в ответ даже не смог открыть глаза.


Солдаты проходили мимо, и ему стало очень страшно и обидно от того, что его вот так просто бросят умирать в этой холодной жидкой грязи. И тогда он собрал все свои силы и попытался встать. Но получилось лишь немного приподняться, после чего он без сил повалился обратно.


И тут его подхватили чьи-то руки. Они принадлежали человеку, который был значительно меньше и слабее его. Вначале он даже подумал, что это ребёнок, но услышав девичий голос, который обращался к нему, он понял, что это медсестра. Она упрямо волокла его куда-то по грязи, громко кряхтела, что-то бормотала, подбадривая и его и себя, но ни на секунду не останавливалась.


Дальше был блиндаж, и те же руки ловко распарывали ножом сапоги и гимнастерку и перебинтовывали его тело, которое он сам уже не ощущал. В этот момент то ли последние силы его покинули, то ли он осознал, что спасение близко, он впервые потерял сознание.


Потом его повезли в госпиталь. Станислав на несколько секунд очнулся от тряски в грузовике и понял, что его голова лежит на коленях всё той же девушки. Он попытался сфокусировать своё зрение, чтобы разглядеть и запомнить её лицо, но так и не смог это сделать и опять потерял сознание.


Восстановление в госпиталях было долгим и тяжёлым, ведь ранения были нешуточные: раздавлены нога и часть груди, рука с открытым переломом, да еще и осколок в голове. Обычно с такими травмами на передовой бойцы погибали, но ему повезло, что рядом оказалась та медсестричка.


Ещё полуживой в госпитале он загадал, что если останется в живых, то после войны обязательно снимет самый лучший фильм и посвятит его той хрупкой девушке. Он не знал, жива ли она, он не знал, о чём будет этот фильм, но он зарёкся, что обязательно это сделает.


В госпитале он лишился ноги чуть ниже колена, ему удалили часть раздробленных рёбер, но он был жив и относительно здоров.


Когда Ростоцкий выписался из госпиталя, пользуясь своими журналистскими связями, он узнал имя той медсестры и разыскал её уже после победы. Её звали Анна Чугунова. Именно ей позже он посвятил один из самых пронзительных своих фильмов «...А зори здесь тихие». И она была первой почётной зрительницей этой картины в 1972 году.


Наверняка найдутся читатели, которые зададутся вопросом - а откуда автор статьи знает такие подробности из жизни режиссёра, которого нет с нами уже больше двадцати лет? Тем более что в некоторых источниках подробности его ранения описаны несколько по-другому. Ему даже приписывают слова, что он якобы хотел сам застрелиться после ранения.


Сразу отвечу. Статья написана по воспоминаниям человека, который много лет дружил с Ростоцким и часто за рюмкой-другой, да и просто так общался с ним по душам. Поэтому знал об этом человеке очень много того, чего не знали журналисты и коллеги.


К сожалению, его тоже уже три года с нами нет, но его рассказы о Станиславе Ростоцком глубоко засели в моей памяти. И сегодня, в 100-летнюю годовщину легендарного режиссёра, я решил поделиться этим и с вами.



Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.




Самые известные фильмы Станислава Ростоцкого: «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживём до понедельника», «...А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья».




Другие статьи в литературном дневнике: