Филологический маньяк

Анна Дудка: литературный дневник

Не только в Мексике известна традиция мыть кости умерших. На Руси тоже был такой
Что известно о выражении «перемывать кости»?


Лингвисты пытались связать этот фразеологизм со словом «кость» в значении «порода, происхождение» (белая кость, знатная кость, военная кость, благородная кость). Но так и не смогли таким образом объяснить этимологию выражения. Корни выражения нужно искать в древности!


По мнению академика В. В. Виноградова, слово «кость» в этом фразеологизме всё-таки употреблено в значении «прах, останки».


В некоторых культурах до сих пор моют кости умерших родственников. Например, в Мексике перед Днём мёртвых. Мексиканцы считают, если этого не сделать, то умершие обидятся и будут приходить целый год в страшных снах.


Наши славянские предки тоже мыли кости умерших.


У славян существовала традиция «вторичного погребения»: через несколько лет после похорон останки выкапывали, промывали, перекладывали в белую чистую ткань.


Во время обряда родственники говорили об умершем что-то хорошее (отсюда «перемывать косточки» – говорить о ком-то). Потом совершали отпевание и останки вновь хоронили. В зависимости от региона ритуал проводили через определенный временной период, обычно через три года.


Этот обряд особенно был популярен у южных славян (сербов, хорватов, болгар, македонцев, боснийцев). Исследователи связывают появление этого ритуала со страхом славян перед покойником, который мог стать вампиром.


На Руси тоже верили в вампиров, точнее в упырей. Поэтому могли раскапывать могилы и с целью проверить, на месте ли покойник, в каком состоянии его тело. Если кости оказывались на месте, то тогда родственники успокаивались, что их предок не оказался упырём, который вредит их селению. Но просто закапывать потревоженные останки было не принято, поэтому проводили ритуальные действия по омовению и отпеванию.


Интересно, что на Афоне с XI века тоже был такой обычай. Через три года выкапывали тело и осматривали его. Если обнаруживали его надутым, не особо разложившимся, считали, что человек умер «не разрешенным от клятвы». Тогда приглашали священника, чтобы он помог душе освободиться от клятвы.


Этот обычай сохранялся продолжительное время и в Печерском монастыре. То есть обряд существовал на Руси не всегда с целью защиты от упырей.


Нам известно о крещении останков князей, которые при жизни были язычниками. «Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, окрестили кости их и положили их в церкви святой Богородицы» (1044 год).


Одни исследователи считают, что обряд «вторичного погребения» был заимствован славянами у греков, другие считают, что наоборот. Остается только предполагать!


Лингвисты считают выражение «перемывать косточки» не только фразеологизмом из древности, но и свидетельством того, что в России широко был распространен обычай «вторичного погребения». Только со временем фразеологизм изменил свое значение, стал означать «сплетничать, судачить о ком-то», а не поминать добрым словом, как было первоначально.



Другие статьи в литературном дневнике: