Кто такой Ёра

Анна Дудка: литературный дневник

Я учитель, но не знал, кто такой "Ёра". Хотя часто делаю замечание детям - не ёрничайте.


Денис Давыдов - поэт и герой Отечественной войны. Типичный Ёра своего времени.
Наш язык, конечно, один из самых богатых и образных в мире. Но очень бывает обидно, когда мы перестаем употреблять наши исконно русские слова.


А на их место приходят всякие "тренды", "бренды" и прочая чепуха, которая засоряет наш язык, а, значит, и наш ум.


В этом смысле с глаголом "ёрничать" все в порядке. Он достаточно комфортно живёт в наших современных реалиях.


Но для меня было настоящим открытием, когда я нашёл в словаре Владимира Даля вот такое слово:


Ёра.
Даль даёт такое значение этому слову: Беспутный, тунеядный человек, плут и мошенник, развратный шатун.


Сразу вспоминается лихой гусар и поэт Денис Давыдов:


Бурцов, ёра, забияка,
Собутыльник дорогой!
Ради бога и... арака
Посети домишко мой!


Обратите внимание, у Давыдова "ёра" совсем не обидное слово. Он так к другу обращается.


Для справки. Арак - это крепкий напиток. Гусары того времени его уважавали.


В этом смысле, когда я делаю замечание детям на уроке, чтобы они не "ёрничали", я тоже к ним обращаюсь с дружеской симпатией.


Трудно сказать, насколько "Ёра" древнее слово. Оно не упоминается ни разу ни в одном древнерусском литературном памятнике. Нет его и в официальных документах.


Косвенно можно предположить, что слово появляется в XVIII веке. Но часто так бывает, что слово живёт в разговорном диалекте, но не встречается в литературе и документах.


К началу XX века слово перестает употребляться. Однако глагол "ёрничать" остаётся в языке и живёт до сих пор.


Мы лишаемся "Ёры", но он продолжает "ёрничать". Что тут сделаешь, озорник, трудно его успокоить и унять.


А вот ещё один Ёра своего времени. Озорной гуляка Сергей Есенин.
Впрочем, теперь у меня, как у учителя, будет летняя домашняя заготовка. Обязательно буду говорить в адрес расшалившегося ребенка:


- Эх, Ёра, Ёра. И когда же ты за ум возьмёшься?


Уже предвижу, что мальчишка не поймёт, что я имею в виду, и скажет: - Я не Юра.


Это мне и нужно.


Пробудить в ребёнке интерес!


Конечно, не Юра.


А ещё можно на уроке сказать, если, конечно, спросят, как я отношусь, например, к творчеству Сергея Шнурова и группы "Ленинград".


А это Ёра нашего времени Сергей Шнуров.
Я с умным и загадочным видом могу произнести, что он:


Типичный Ёра.
Это будет повод нам всем заглянуть в словарь Даля и найти там наше русское слово "Ёра" и узнать его значение.


Источник: Вояж православного учителя



Другие статьи в литературном дневнике: