О чем говорит Евангелие Великой среды?

Анна Дудка: литературный дневник

Великая среда. В этот день случилось событие, память о котором побудила христиан сделать среду постным днем. Господь был предан.


Предан одним из ближайших учеников. Иуда Искариот, три с половиной года бывший рядом со Христом, видевший многочисленные чудеса, которые Тот творил, и даже сам исцелявший больных и изгонявший бесов именем Иисуса, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф 26:14–16).


Визит Иуды к первосвященникам состоялся, по-видимому, в ночь со вторника на среду. А решился Иуда на эту подлость после того, как побывал вместе с Иисусом и другими Его учениками в доме у фарисея Симона, которого евангелисты Матфей и Марк называют прокаженным. Очевидно, Спаситель исцелил хозяина дома от проказы, и тот пригласил их на ужин. И вот что случилось во время трапезы: к Спасителю приблизилась женщина с флаконом, наполненным драгоценным благовонием — миром, и стала возливать это миро Ему на голову. Увидев такую трату баснословно дорогого аромата, Иуда «благочестиво» возмутился: Для чего бы не продать это миро за триста динариев (огромная сумма по тем временам. — Прим. ред.) и не раздать нищим? (Ин 12:5). Зачем, мол, сорить деньгами? Нет бы отдать сумму, потраченную на миро, нищим — или нам, к примеру…



Евангелист Иоанн уточняет: Иуда был вроде «казначея» апостольской общины; он носил денежный ящик, куда опускали монеты все желавшие отблагодарить Иисуса, и подворовывал из него. А потому особенно беспокоился о финансовой «эффективности».


Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф 26:10–13).


Эти слова содержали в себе многое. И похвалу в адрес женщины, и упрек Иуде, и предсказание скорой собственной смерти. Для апостола Иуды они стали, очевидно, последней каплей.


Почему Господь сказал эти слова?
Он знал, что уже очень скоро — через трое суток — Его убьют. А совершить над Ним погребальные обряды (в частности, натереть тело благовониями, до времени перебивающими трупный запах) не успеют — из-за приближающейся субботы и Пасхи, когда прийти ко гробу будет невозможно. И эта женщина, сама о том не догадываясь, совершила обряд заранее. Таков непосредственный смысл слов, сказанных Христом.


Но есть у них и смысл духовный. Как говорит блаженный Феофилакт Болгарский, «честь, воздаваемую непосредственно Богу, д;лжно предпочитать всему вообще, а следовательно, и самой милостыне». Женщина с небольшим сосудом мира оказалась, кажется, единственной, кто пришел поблагодарить Христа не за конкретное благодеяние, оказанное лично ей, а за всё, что Он совершил для спасения человека. Поблагодарить — и поскорбеть вместе с Ним. Ведь с этой среды время земной жизни для Спасителя стремительно пошло на убыль.



Другие статьи в литературном дневнике: