Говорят, что один йог мог...

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Индийский мыслитель Джидду Кришнамурти считал, что в школе должны учить любви, целостному взгляду на жизнь. И сетовал: «Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время. Ради чего мы живём? За что боремся?».
Все слова о дружбе и любви – это хорошо. Но при этом она возникает вопрос: а как всего этого достичь? Вот это проблема!
Любой человек в мире скажет: «Дружба? – Отлично! Любовь между людьми? – Прекрасно! Помощь друг другу? – Необходима»!
А как это сделать, если у нас совершенно другая природа, если я волком смотрю на всех и думаю, как бы схватить других за горло? Это наша эгоистическая природа! Она думает только о том, как существо, в котором действует субъективный эгоизм, должно себя максимально комфортно содержать.
А где у нас сила, с помощью которой мы можем справиться с эгоизмом? Где ее взять?!
И если бы я понимал, что эгоизм – это плохо, то мог бы как-то согласиться с этим. Но я не вижу альтернативы, когда, допустим, я смогу переделать эгоизм на добро другим, только потом – через других себе. Как? Я не знаю! Я не умею! Я не в состоянии! Я иногда пытаюсь делать хорошие поступки, но мне от них ещё хуже, чем от плохих.
Здесь необходима Высшая сила – сила выше нашей природы, выше эгоизма. Если я могу обнаружить её в природе или где-то достать, как-то привлечь, тогда будет о чём разговаривать. Если нет, то все эти прекрасные проекты останутся прожектами.
Как уже было множество раз. Вот в той же Индии, несмотря на философии индийских мыслителей о любви и дружбе, распространены секты неприкасаемых.
Откуда это пошло, если вся их религия построена на любви и сочувствии?! На поверку – целый фронт разделения между людьми: касты, общество, семьи, кланы. По такому обществу наглядно видно, насколько пустыми и сладкими могут быть речи.
То же самое с буддизмом. Сиди и углубляйся в себя. Поиск внутри себя ни к чему не приведёт, только лишь к очередным ошибочным или иллюзорным философиям и психологическим методикам об изменении человека.
Его, человека, никак не изменишь! Кто каким был, тот таким и останется. Если только не придёт к нему внешняя сила, называемая Высший свет, и не начнет систематически исправлять его. Неразумных – через пинки и страдания, духовно продвинутых – в соответствии с успехами по её сознательному притяжению. Надежда только на неё.



Другие статьи в литературном дневнике: